Закон о продаже алкогольной продукции

Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка

По вопросу возможности розничной продажи пива в розлив в полимерную тару продавца объемом более 1500 миллилитров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее – ТР ТС 005/2011), устанавливающий на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к упаковке (укупорочным средствам), обеспечения свободного перемещения упаковки (укупорочных средств), выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

Следовательно, полимерная тара, в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, будет являться потребительской.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Таким образом, розничная продажа пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров запрещена.

По вопросу необходимости предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода при розничной продаже алкогольной продукции в случае ее осуществления без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Правила применения контрольно-кассовой техники определяются нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”.

При этом, розничная продажа алкогольной продукции не допускается без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, обязанность предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода установлена независимо от применения контрольно-кассовой техники.

По вопросу возможности изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.

Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.

10 марта 2017 г.

По вопросу возможности использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, использование алкогольной продукции, приобретенной по договору розничной купли-продажи, при производстве неспиртосодержащих продуктов питания для их последующей продажи не соответствует целям, предусмотренным статьей 492 ГК РФ.

При этом, в данном случае закупка алкогольной продукции может осуществляться по договору поставки (статья 506 ГК РФ) у организации, имеющей лицензию, предусматривающую поставку алкогольной продукции в соответствии с видами деятельности, определенными абзацами третьим, шестым и одиннадцатым пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

10 марта 2017 г.

По вопросу необходимости фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее – ЕГАИС).

Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, Законом № 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

Читайте также:  Стоматология для инвалидов 3 группы

Источник: fsrar.ru

Алкоголь может исчезнуть из России

Жесткие меры по обеспечению карантина на всей территории России потребовали от региональных властей не менее жестких решений. Одним из них стало ограничение продажи алкогольной продукции

Буквально сразу за введением режима самоизоляции решение об ограничении продажи алкоголя было принято в Кемеровской области, Туве, Карелии, Якутии, Башкирии, Красноярском и Пермском краях.

Самое же интересное заключается в том, что в ряде районов Якутии местные власти пошли еще дальше. Так, в Якутске, Жатае, Нерюнгринском и Мирнинском районах до 6 апреля был введен полный сухой закон.

“Резко увеличилось количество преступлений, связанных с употреблением алкоголя, есть человеческие жертвы. В таком случае я, в первую очередь, руководствуюсь интересами большинства жителей”, – так пояснил свое решение глава региона.

Рост интереса россиян к горячительным напиткам показывает и статистика. По данным Сбербанка, за последнюю неделю марта россияне потратили на алкоголь на 22% больше, чем на предыдущей неделе, и почти на 32% больше, чем за тот же период 2019 года.

В росте интереса россиян к спиртному нет ничего удивительного. Миллионы оказываются заточенными в четырех стенах без каких-либо определенных занятий. При этом стоит принимать во внимание и психологическое состояние таких людей: многие из них понимают, что по окончании карантина они окажутся без работы, а возможно, и без средств к существованию. Все это неизбежно вгоняет людей в депрессивное состояние, которое, “по старой русской традиции”, многие предпочитают лечить алкоголем. По сути, в состоянии переживаемого стресса именно спиртное становится для них единственным “антидепрессантом”.

Все это порождает опасения, что эпидемия коронавируса (которая пока еще не сильно затронула Россию) может плавно перерасти в эпидемию алкоголизма. И чем дольше будет длиться самоизоляция или карантин, тем сильнее окажутся данные риски.

Именно это и послужило причиной для властей ряда регионов ограничить продажу алкоголя. Однако в случае негативного развития ситуации, ужесточения условий карантина, опасений роста криминализации и сохранения неопределенности только ограничений может оказаться недостаточно.

Перспектива более жесткого или полного запрета (как в некоторых районах Якутии) неизбежно возникнет. Это невольно отсылает к американскому опыту времен Великой депрессии, когда действовавший на тот момент сухой закон рассматривался властями как средство сдерживания населения от поголовной алкоголизации и криминализации.

Россия не Америка

Впрочем, эксперты пока не уверены, что этот опыт будет в полной мере реализован в России.

“Речь идет об ограничениях продажи, а не о полном запрете и, тем более, сухом законе, – пояснил “Утро.ру” исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. – Власти регионов выбирают оптимальное дневное время, когда можно продать алкоголь, и он не пойдет во вред жителям. В разгар эпидемии многие не знают, чем себя занять, обращают внимание на горячительные напитки в надежде уменьшить стресс, но возлияния не только не помогают, а ухудшают ситуацию, провоцируя домашнее насилие и скандалы”.

По мнению Гелемурзина, в дневное время больше шансов, что, приобретя алкоголь, человек вернется домой и продолжит находиться на самоизоляции, а не будет передвигаться по городу с риском заразиться или совершить правонарушение.

Скептически высказываются эксперты и о сухом законе. В первую очередь, это относится к тому самому американскому опыту, доказавшему его неэффективность и бессмысленность.

“Сухой закон в США был принят почти за десять лет до наступления Великой депрессии и привел к серьезным последствиям, – напомнил “Утро.ру” первый вице-президент “Опоры России” Павел Сигал. – Выросла организованная преступность, появились целые синдикаты, которые занимались только производством и продажей подпольного алкоголя. Выросло потребление наркотических веществ и уровень коррупции. Государство потеряло значительную часть налоговых платежей, что также стало одной из причин наступления Великой депрессии. Сухой закон привел к расколу в обществе и вызвал рост общего недоверия к властям”.

По этой причине, отметил Сигал, не стоит путать полный запрет на алкоголь и ограничения, которые вводятся в ряде регионов нашей страны. По его словам, то, что вводится сегодня региональными властями, направлено на снижение уровня преступности. Эти ограничения могут быть полезны в ситуации с карантином, если впоследствии будут отменены.

Эксперт напоминает, что введение настоящего сухого закона ни в отдельном регионе, ни по стране в целом ни к чему хорошему не приведет, о чем свидетельствует опыт периода конца 1980-х годов.

“Уровень алкоголизма это не снизит, а количество смертей от контрафакта увеличится. Сократить потребление алкоголя могут меры по популяризации здорового образа жизни, а также рост благосостояния населения”, – подчеркнул Павел Сигал.

Источник: utro.ru

Минфин предложил разрешить онлайн-продажу алкоголя с 2020 года

Министерство финансов доработало законопроект о легализации торговли алкоголем в интернете. Согласно тексту документа (есть у РБК), онлайн-торговля алкоголем начнется 1 января 2020 года. На первом этапе, который продлится год — с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года, — продавать онлайн можно будет исключительно вина и игристые вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), следует из текста. Такую возможность получат производители и оптовые компании.

На втором этапе, до 1 января 2023 года, интернет-торговля должна распространиться на продукцию сельскохозяйственных компаний, производящих вина, а также на производителей пива и пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре и оптовые компании, работающие с этой продукцией.

Торговые сети на протяжении всего этого времени не смогут продавать алкоголь через интернет.

Для того чтобы начать продажи алкоголя онлайн, компании должны будут подать заявку на включение в специальный реестр, который будет курировать Росалкогольрегулирование (РАР). Для интернет-продаж нужно будет также зарегистрироваться в доменной зоне egais.ru. Оплата товара будет происходить при получении.

Новую версию законопроекта согласовали Минпромторг и Минсельхоз, сообщили РБК в пресс-службах ведомств. В пресс-службе Минфина уточнили, что текущая версия после согласования будет дорабатываться и снова проходить межведомственное согласование. В документ будут «вноситься несущественные правки, больше технического характера», пояснили в министерстве.

Как пытаются легализовать онлайн-продажу алкоголя

Продажа алкоголя через интернет была ограничена постановлением правительства в 2007 году. Это ограничение не раз становилось предметом обсуждений. Например, в 2014 году группа депутатов предлагала ужесточить дистанционную продажу алкоголя. Бизнес, напротив, просил снять ограничения: в августе 2015 года «Опора России» направила в РАР письмо с соответствующей просьбой. Разработкой законопроекта занимается Минфин, документ размещен в мае 2017 года. За время работы над проектом закона он несколько раз переписывался. Версии различались видами алкогольной продукции, с которой предлагалось начать тестировать дистанционную торговлю. Изначально в перечень входили только пиво и вино, затем он был дополнен сидром и пивными напитками.

В конце прошлого года стало известно о предложении снять ограничение с дистанционной продажи алкоголя на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС; в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Оно содержалось в проекте «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в странах ЕАЭС на 2019–2020 годы. Помимо алкоголя предлагалось также разрешить продавать через интернет лекарства, табак и ювелирные изделия.

Читайте также:  Как узнать какая компания обслуживает улицы

Что мешает легализации

Против легализации продаж алкоголя в интернете выступает Минздрав. Ранее ведомство уже отклоняло законопроект. В этот раз оно также не готово его поддержать, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Снятие запрета на дистанционную продажу алкоголя противоречит основополагающим принципам законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции, считают в министерстве. Ограничение розничной продажи по территориальной доступности — одна из мер концепции по снижению злоупотребления и профилактике алкоголизма, напомнили в пресс-службе. Появление возможности доставки алкоголя существенно ослабит ограничения территориальной доступности, считают в министерстве. Также продажа в интернете будет сопровождаться демонстрацией продукции, что, по сути, будет являться рекламой алкоголя, которая в России запрещена законом, отметили в пресс-службе. Также, согласно позиции ведомства, снятие запрета на дистанционную торговлю алкоголем будут препятствовать достижению одной из целей концепции демографической политики по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет и продолжительности здоровой жизни до 66 лет к 2025 году.

В пояснительной записке к законопроекту разработчиками указано, что он не противоречит концепции госполитики по снижению злоупотребления алкоголем, поскольку одним из ее положений является повышение эффективности регулирования. Реализация проекта обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли, чем «политика запретов», считают авторы законопроекта.

По оценкам специализирующейся на кибербезопасности компании Group-IB, нелегальные продажи алкоголя в интернете в России за 2018 год выросли на 23%, до 2,1 млрд руб. Эксперты обнаружили 4 тыс. сайтов, торговавших алкоголем через интернет в 2018 году, в 2017 году они фиксировали 3 тыс. подобных сайтов. Летом 2018 года право блокировать сайты во внесудебном порядке получила Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР).

Как отметили эксперты Group-IB в своем исследовании нелегальной интернет-торговли алкоголем, ужесточение контроля по блокировке сайтов не решает проблему, поскольку приводит к созданию сетей аффилированных доменов, «зеркал», которые при блокировке основного ресурса переводят пользователя в магазин. Также сегодня в интернете существует много ресурсов, предлагающих наборы из бутылки, этикетки, пробки и фирменной коробки, которые позволяют изготавливать и распространять поддельную продукцию.

Создание возможности торговать алкогольной продукцией в интернете легально позволит вытеснить с рынка нелегальных продавцов, считают авторы законопроекта. По их мнению, это позволит сохранить контроль над качеством, соблюдать установленные законодательством ограничения и получать дополнительные налоговые платежи.

Источник: www.rbc.ru

Почему не принимают закон об онлайн-продаже алкоголя

Законопроект, легализующий онлайн-продажи алкоголя, должен был пройти согласования в правительстве еще в первой половине сентября. MarketMedia установил, что два федеральных министерства переваливают друг на друга вину за то, что этого до сих пор не произошло.

Официально в России дистанционная продажа алкоголя запрещена уже 12 лет. Это не мешает подпольным продажам. Если забить в поисковик фразу «алкоголь с доставкой на дом», выпадает 23 млн результатов. Сайтов, предлагающих «спиртные напитки по низким ценам круглосуточно», множество. Часть из них специализируется на продаже спирта в канистрах объемом 5, 10 или 20 л. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем нелегального российского онлайн-рынка алкогольной продукции составляет от 2,1 млрд до 10 млрд рублей в год. Из них 70% приходится на продажи крепкого алкоголя и 30% — на продажи вина и пива. Блокировка таких ресурсов малоэффективна. В Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП) подсчитали, что в 2018 году было заблокировано 1,5 тыс. таких сайтов, но вместо них тут же заработало около 2 тыс. новых.

Три этапа реформы
Способы обелить теневой рынок и дать возможность продавать водку, коньяк и вино легально обсуждают уже несколько лет. В Минфине начали работу над проектом поправками к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет) еще в 2016 году. Планировалось, что отмена запрета будет поэтапной, первыми право продавать свою продукцию на специальных сайтах в доменной зоне egais.ru получат производители и оптовые поставщики вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения. Через год такую возможность предоставят производителям пива, сидра, пуаре и медовухи. Розничные сети смогут торговать алкоголем через Интернет только через 3 года после начала реформы. Прошлым летом проект уже вносили на рассмотрение в правительство РФ, но тогда его не поддержали. Ситуация сдвинулась с мертвой точки этим летом, когда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину совместно с другими министерствами доработать законопроект о легализации онлайн-продажи алкоголя до 12 сентября. То есть при самом оптимистичном сценарии закон могли успеть принять до нового года, с января 2020 года частично разрешить продажу вина через Интернет.

На следующий день после дедлайна замглавы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Коробутов заявил журналистам, что Минюст продлил правовую экспертизу законопроекта о легализации онлайн-продажи алкоголя.

MarketMedia направил в Министерство юстиции запрос. Официальный ответ гласил, что на самом деле ведомство ничего не продлевало, а, напротив, дало ответ задолго до 12 сентября: «Законопроект находился на рассмотрении в Минюсте России. Заключение по результатам проведения его правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Минфин России 05.09.2019». В свою очередь, в пресс-службе Минфина признали, что все-таки получили заключение Минюста России на законопроект. «Мы доработаем законопроект и внесём его в Правительство РФ в ближайшее время». Уточнить, когда документ может быть принят, в двух федеральных министерствах не смогли.

Главные противники отмены легализации — Минздрав и Роспотребнадзор. В этих ведомствах опасаются, что это может привести к росту алкоголизма среди россиян. Недавно проект получил еще одного влиятельного противника — РПЦ. Председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), которого в СМИ называли духовником Владимира Путина, публично выступил против круглосуточной онлайн-продажи алкоголя. «Сейчас лоббируется закон о продаже алкоголя через Интернет. Днем и ночью. Это очень опасно и ставит под удар все достижения последних лет. Допустить этого нельзя», — цитирует ТАСС слова митрополита. Он назвал нынешнюю антиалкогольную кампанию самой успешной за всю историю России.

Алкорейтинг-2019: топ-5 магазинов, торгующих спиртным читайте здесь

Выгода для покупателя
Несмотря на затянувшуюся дискуссию в федеральных ведомствах, участники рынка уже начали готовиться к легализации онлайн-торговли.

«Наша компания поддерживает инициативу разрешения дистанционной продажи алкоголя через Интернет и, конечно, будет развивать этот канал сбыта в случае его легализации. Тем более что с информационной и технической сторон наша команда подготовилась к реализации алкоголя через Интернет», — сообщил MarketMedia президент компании LADOGA Вениамин Грабар. По его словам, поскольку проект по легализации интернет-продаж алкоголя действительно имеет большое социальное значение, на первом этапе правильно включать в реестр продукции, разрешенной для дистанционной торговли, только напитки с невысокой крепостью. «Однако нет никакого смысла ограничивать продажу вин только российской продукцией. Это как из всего ассортимента бытовой техники продавать только кофеварки. Отечественное виноделие не покрывает запросы всех потребителей винной продукции. Кроме того, импортное вино, в частности европейское, у себя на родине находится под более жестким административным контролем качества и легальности со стороны местных органов и профильных организаций, чем российское у нас в стране. Только после оценки того, как рынок примет нововведение, после обкатки механизмов работы и установления полного контроля над процессом можно будет расширять матрицу до крепкого алкоголя», — комментирует Вениамин Грабар.

Читайте также:  Как рассчитывается служба в армии при выходе на пенсию

В онлайн-продажах заинтересованы в компании «Игристые вина». «Уже сейчас работаем над созданием электронного каталога с прицелом на будущее. За год число онлайн-заказов в интернет-магазинах продуктов питания увеличилось на 49% — учитывая эту тенденцию и возможность принятия закона, наличие интернет-магазина просто обязательно для производителя», — уверен Юрий Дудко, генеральный директор ЗАО «Игристые вина». Он считает торговлю алкоголем через Интернет хорошей идеей, особенно когда речь идет о покупке вина и дорогих напитков. «Потребитель может почитать характеристики, отзывы — для этого больше возможностей, чем в офлайне. К очевидным минусам можно отнести необходимость купить несколько бутылок, чтобы оправдать стоимость доставки курьером, особенно если речь о продукции масс-маркет. Здесь преимущество будет у магазинов, в ассортименте которых есть и алкоголь, и продукты. Со стороны производителя этот закон поддержит прежде всего малые фермерские винодельческие хозяйства. Их объемы производства не позволяют удовлетворить требования федеральных сетей, и для них это самый простой путь на стол потребителя», — полагает Юрий Дудко.

Опрошенные эксперты разошлись в оценках, поможет ли принятие такого законопроекта в борьбе с теневым рынком. «Легализация продаж в Интернете при условии регулирования и контроля со стороны государства, безусловно, пошатнет нелегалов и не только поддержит легальный рынок, но и увеличит приток средств в государственную казну», — прогнозирует президент компании LADOGA. «Наоборот, мы видим в этом риски: маленькие интернет-магазины, курьерские службы — все это будет сложнее контролировать, чем крупные сети», — считает гендиректор «Игристых вин».

Источник: marketmedia.ru

Спиртной учет: кабмин оценит запреты продаж алкоголя в регионах

Правительство проанализирует практику регионов по резкому сокращению времени продаж алкоголя: премьер-министр Михаил Мишустин поручил ведомствам оценить новые запреты в субъектах. Об этом сказано в протоколе по итогам заседания президиума координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса. С документом ознакомились «Известия». Региональные власти решились на такой шаг из-за опасений, связанных с режимом самоизоляции россиян. Работа кабмина в этом направлении может закончиться снятием запретов, допустили эксперты.

Не время для спиртного

Михаил Мишустин поручил Минфину, Минздраву и Росалкогольрегулированию (РАР) проанализировать новые ограничительные меры в сфере продаж алкоголя, которые появились в некоторых регионах в апреле этого года. Речь идет о сокращении времени реализации спиртного. Ведомства должны представить свои выводы и предложения в кабмин, сказано в протоколе по итогам заседания президиума координационного совета от 6 апреля (документ есть у «Известий»).

В пресс-службе Минфина «Известиям» сказали, что ведомство прорабатывает это поручение. В Минздраве и РАР на момент публикации на запрос «Известий» не ответили.

Согласно действующему закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», в России запрещена ночная продажа алкоголя — с 23:00 до 8:00 по местному времени. Но региональные власти имеют полномочия ужесточать эти требования, вводя дополнительные ограничения по времени, месту реализации напитков вплоть до полной остановки продажи.

Лишь 22 субъекта сегодня используют федеральные нормативы, среди них — Москва, Пермский край, Челябинская и Ярославская области и др. В остальных регионах действуют более жесткие нормы — например, в Санкт-Петербурге запрещено продавать алкоголь в магазинах с 22:00 до 11:00. В Тюменской области торговля начинается с 8:00, но завершается в 21:00. В Чечне купить крепкий алкоголь можно лишь с 8 до 10 утра, а вот в отношении слабоалкогольных напитков действуют федеральные нормы — с 8:00 до 23:00.

Новая жизнь — новые правила

В начале апреля на фоне распространения коронавируса главы регионов воспользовались имеющейся возможностью и начали сокращать время продаж алкоголя. Например, в Забайкальском крае 2 апреля полностью их остановили: из-за режима самоизоляции увеличилось количество правонарушений, которые люди совершали в нетрезвом виде. В течение марта в регионе зафиксировали взрывной рост объемов реализации спиртного — плюс 40%, писали СМИ. Правда, уже 7 апреля «сухой закон» в Забайкальском крае отменили и разрешили продажу алкоголя с 9:00 до 18:00.

Новые ограничения появились и в других регионах: например, с 1 апреля в Башкирии разрешили продажу алкоголя только с 10:00 до 18:00, в Хакасии — с 10:00 до 15:00. Ранее схожие меры приняли Якутия и Красноярский край.

В министерстве экономического развития и промышленности Карелии «Известиям» сказали, что в республике ввели ограничение по времени продажи спиртного — с 10:00 до 14:00 — для сохранения общественного порядка, а также для того, чтобы население соблюдало ограничительные меры. Однако правительство региона в итоге смягчило условия: теперь алкоголь можно продавать с 10:00 до 16:00.

После таких шагов со стороны субъектов министр промышленности и торговли Денис Мантуров рекомендовал главам регионов не менять ранее установленный режим продажи алкоголя. В его письме от 3 апреля было сказано, что дополнительные ограничения могут «спровоцировать рост доли нелегальной продукции и серьезное социальное напряжение».

Такой же позиции придерживаются участники рынка. Члены Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и «Опора России» 4 апреля направили премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой снять ограничения на продажу алкоголя в регионах. Предприниматели подчеркнули, что основной мотив введения новых мер — опасения властей, что во время карантинных мероприятий вырастет как потребление алкоголя, так и количество правонарушений на этом фоне.

Однако госсистема контроля за спиртным ЕГАИС не зафиксировала рост продаж во всех категориях алкоголя по итогам I квартала и отдельно — марта, уверяют авторы письма. Это подтверждает статистика РАР. Например, продажи водки снизились на 0,64% до 16,9 млн декалитров, сказали «Известиям» в службе. За один март ее реализация упала на 0,4% — до 5,9 млн декалитров.

По мнению авторов обращения, ограничение легальных продаж приведет лишь к росту потребления суррогатов. Президент СПАП Игорь Косарев пояснил «Известиям», что это усилит и так имеющиеся в каждом регионе каналы реализации нелегального алкоголя.

Руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк сказал «Известиям», что регионы имеют право самостоятельно вводить дополнительные ограничения. Хотя он предположил, что федеральные органы власти могут сделать им предписание или сформировать нормативно-правовой акт, который не позволит руководству субъектов вводить запреты в этой сфере.

Управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев заявил «Известиям», что нынешнюю обстановку можно назвать форс-мажорной. Поэтому анализ ограничительных мер регионов со стороны правительства полностью оправдан, уверен он.

Источник: iz.ru