Достоинства и недостатки монетизации льгот
Монетизация льгот: преимущества и недостатки
Социальное обеспечение занимает важнейшую ступень в развитии государства и общества. Оно зависит от развития экономики и непосредственно связано с политикой и социальным благополучием людей.
Этому подтверждение статья 7 Конституции Российской Федерации, что Российская Федерация-является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
По нашему мнению, самым важным политическим и социальным событием в Российской Федерации стало принятие Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [12].
Смысл закона состоял в том, чтобы заменить льготы денежными компенсациями, но как нам кажется Правительство Российской Федерации поспешило с введением в действие данного закона.
Целью «монетизации льгот» выступает «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации».
Монетизация льгот относилась только к тем лицам, которые считались федеральными льготниками, то есть-это ветераны ВОВ, инвалиды, военные и «чернобыльцы».
Разом было монетизировано три вида льгот на: Транспорт;Лекарства;Санаторно-курортное лечение.
Рост льгот, предоставляемых гражданам, заметно увеличился, впрочем, все это произошло для того, чтобы сэкономить денежные средства.
Монетизация льгот была заблаговременным «экспериментом». Данный случай требует внимательного анализа, чтобы уладить сложившиеся проблемы.
Рассматриваемый закон взволновал все общество. По сей день страну будоражит от последствий применения этого закона на практике.
Принятая реформа все также остается требующая изменений и дополнений различных подзаконных актов. И на сегодняшний день не находится во внимании законодателей. Государство привыкло к новым условиям и дальнейшее продвижение в области монетизации льгот не производится.
Проблема в том, что и сами приобретатели льгот, и сами распорядители, и чиновники так и не разобрались в сути этого закона.
Очень бурно этот закон обсуждался в средствах массовой информации. Поскольку не было ясно сути и содержания введенного закона, и вообще с какими целями он был проведен и нужен ли он вообще.
К обсуждению и критике данного закона присоединились многие общественные деятели, активисты, а также аналитики. В результате чего закон «О монетизации льгот» навел много волнений среди общественности.
На наш взгляд, Федеральный Закон «О монетизации льгот» мог бы стать полезным для общества, если бы чиновники подумали над таким важным аспектом, как сделать все необходимое для того, чтобы люди пенсионного возраста приняли без опаски и страха риска данный закон, то есть не напугать их заменой льгот денежными компенсациями.
По нашим исследованиям, проблема монетизации льгот связана с тем что, из регионов изъяли все доходы на реализацию данного закона и тем самым возможность государства реализовывать социальные программы сократилась.
Были такие пробелы в реформе, как плохое исполнение закона, например, нарушение лекарственных поставок, неправильная подготовка документов, а также несвоевременная отдача.
Общество нуждалось в правильном обеспечение реформы, то есть вместо указаний необходимо было четкое объяснение и толкование новой реформы.
Также на исполнение реформы повлиял очень высокий уровень бедности в стране, а также уровень нуждающихся пенсионеров и низкий размер пенсий.
И так, для того, чтобы льготы стали эффективным средством правового регулирования необходимо обеспечить их материальными и юридическими гарантиями, способствующими их законному, своевременному, качественному и справедливому получению лицами, имеющих на них право.
Также необходимо установить определенные меры ответственности для обязанных лиц, так как льготы, подкрепленные такими мерами превращаются в обман.
Как нам кажется, необходимо принять Федеральный закон «О льготах нуждающимся лицам в Российской Федерации» с целью ликвидации множества недостатков и пробелов в данной системе. Я думаю, он поможет систематизировать и упорядочить социальные льготы, предоставляемые гражданам.
С нашей точки зрения, было бы эффективно предоставить полное представление гражданам о реформе «монетизации льгот», таким образом дать возможность им выговориться и получить ответы на самые волнующие вопросы.
Мы считаем, что закон «О монетизации льгот» является правильным по своему направлению, но ничтожен по своей реализации. Данный закон требует полной и систематичной доработки.
По данной реформе были выявлены неточные расходы необходимых финансовых ресурсов, а также неоцененность возможностей региональных бюджетов страны. Благодаря этому правительство получило большое количество недовольств от граждан повлекшие за собой многочисленные протесты.
Одной из наиболее значимых ошибок, которые допустило правительство при реализации закона, стало игнорирование мнения людей, которые в полной мере разбираются в вопросах лекарственного, жилищного и транспортного вопросах.
Таким образом, данная перестройка по своей сути была нужна государству, однако к реализации закона правительство подошло весьма невнимательно.
Источник: megaobuchalka.ru
Монетизация льгот
Льготы или социальная поддержка инвалидов подразумевают не только помощь в виде конкретных услуг и преференций, но и денежную компенсацию. Если говорить о монетизации льгот с точки зрения закона, подразумевается полноценная замена натуральных услуг, возможностей на деньги. Основные понятия с механизмами монетизации изложены в ФЗ № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. Манетизированные льготы, являющиеся прибавкой пенсии инвалида, выплачивает Пенсионный Фонд РФ.
Претенденты на денежные выплаты и льготы
Продолжая тему, отметим следующие моменты:
– обладая правом на получение нескольких льгот, социально не защищённое лицо может быть обеспечено выплатами только по одной из преференций;
– назначенная сумма подлежит индексации вместе с пенсией.
Что касается категорий граждан, которые действительно вправе претендовать на преференции или их замену деньгами, к федеральным льготникам, то есть обеспечиваемых одинаковыми суммами по стране, причисляют:
– пенсионеров по возрасту;
– инвалидов и детей-инвалидов;
– Героев Социалистического Труда;
– матерей-одиночек и многодетные семьи;
– ветеранов ВОВ и иных боевых действий;
– членов семьи погибшего участника боевых действий;
– получивших облучение ликвидаторов атомных аварий;
– кавалеров определённых комплектов наград и Героев СССР;
– бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем.
Теперь перейдём к рассмотрению некоторых категорий и действующих преференций.
Пенсионеры
Во всех регионах РФ для граждан пенсионного возраста предусмотрены льготы в виде:
– бесплатного проезда в городском транспорте;
– частичный или полный возврат стоимости лекарств;
– скидки на оплату коммунальных услуг (до 25%);
– путёвок для лечения в санатории.
В регионах, например, в Москве существуют дополнительные возможности — бесплатные услуги стоматолога и выезд врача на дом. Пенсионер, которому требуется периодически ездить в столицу из Подмосковья, получает 1000 рублей в качестве прибавки к пенсионным выплатам.
Инвалиды
Люди с I и группой имеют право на:
– путёвки на санаторное лечение;
– установку зубных протезов (бесплатно);
– лекарства и другие необходимые средства, если есть рецепт врача и рекомендации МСЭ;
– бесплатное перемещение к месту лечения (включая сопровождающего) и на всех видах городского транспорта;
– зачисление в учебные заведения вне конкурса (если хорошо сданы вступительные экзамены) и обучение за счёт государства.
Инвалиды ІІ группы получают практически те же льготы с небольшими изменениями. К примеру, им также доступно бесплатное передвижение в городском транспорте и в одну сторону к месту оздоровления, зачисление вне конкурса. Плюс, безработные граждане получают скидку до 50% на лекарства, могут частично оплатить ортопедическую обувь и бесплатно воспользоваться зубопротезированием.
При ІІІ группе не имеющие работу инвалиды тоже платят за лекарства в несколько раз меньше (это же касается проезда во всех видах транспорта). Не исключены скидки на специальную обувь и другие необходимые средства.
Дети-инвалиды кроме социального пособия, начисляемого до их совершеннолетия, обеспечиваются распространяемыми на их родителей или опекунов набором социальных услуг (НСУ). В частности, некоторые лекарства и вспомогательные атрибуты дети получают безвозмездно. Они должны быть зачислены в реабилитационные заведения, бесплатно ездить с сопровождающим в городском транспорте. Ухаживающие за детьми-инвалидами раньше остальных выходят на пенсию, имеют ряд преференций на работе.
Ветераны труда и боевых действий
Для ветеранов труда актуален тот же пакет льгот, что и для пенсионеров. Правда, компенсация здесь больше. Например, по ЖКХ возможна скидка до 50%. А ветераны боевых действий как лица, имеющие заслуги перед государством, обеспечиваются ежемесячной денежной выплатой и перечнем льгот. Например, у них есть налоговые льготы, право на путёвки по показаниям и улучшение жилищных условий. К слову, вносить только половину суммы за жилплощадь могут и члены семьи ветерана.
Матери-одиночки и многодетные семьи
Главным образом преференции, действующие для матерей-одиночек, касаются их работы: график более щадящий и во время сокращения или увольнения активируются некоторые преимущества. К льготам, которые матери-одиночки могут монетизировать, относятся:
– путёвки в детский летний лагерь;
– лекарства на ребёнка до трёх лет;
– частичная оплата детских садов.
Последний пункт работает не во всех регионах.
Наконец, многодетные семьи, признанные таковыми при наличии минимум трёх детей и удостоверения о своём статусе, вправе рассчитывать на следующие монетизируемые льготы:
– бесплатный проезд в городском транспорте одного из родителей и его детей;
– выдаваемые на безвозмездной основе путёвки в детские лагеря;
– компенсация стоимости лекарственных препаратов;
– скидка на оплату КУ в виде определённого процента.
В регионах не исключены такие преимущества, как доплата при увеличении стоимости потребительской корзины, обеспечение бесплатной городской связью (стационарный телефон) и возможность увеличить процент скидки по ЖКХ, ориентируясь на число детей.
Набор социальных услуг и их монетизация
НСУ включает в себя:
– лекарства с медицинским оборудованием (они должны быть выданы по рецепту) и специальные продукты питания для инвалидов с детства;
– направление для прохождения комплекса процедур в санатории;
– оплачиваемый государством проезд в обе стороны, если речь идёт о посещении места лечения.
НСУ как часть ЕДВ предусмотрена изначально в натуральном виде для всех федеральных льготников по умолчанию (только те, кто относится к пострадавшим от радиации и чернобыльцам заявляют о своём желании получать НСУ в виде подаваемого в фонд документа).. Чтобы воспользоваться денежным эквивалентом одной или нескольких услуг, требуется написать заявление в ПФР.
Говоря более конкретно о размере денежной компенсации, стоит ориентироваться на уровень инфляции и Постановление правительства № 74 от 26.01.2020, согласно которому в текущем году НСУ достигает в целом 1121,42 рубль, причём сюда входит:
– 132,62 руб. на путёвку;
– 863,75 руб. на лекарства и медоборудование;
– 124,05 руб. на проезд до и от места реабилитации.
Оформление монетизации льгот
Льготник, желающий получить вместо натуральной преференции денежную доплату, должен подготовить для предоставления в ПФР следующие документы:
– свой паспорт и заявление;
– страховое пенсионное свидетельство;
– справку на обеспечение соответствующей льготой.
В заявлении, при составлении которого сотрудник Пенсионного фонда обязан помочь, обязательно указывают наименование данного госучреждения (полностью), а также инициалы заявителя с адресом. Упоминаются услуги, которые необходимо монетизировать. Заявить о своём желании следует до конца года, чтобы в следующем календарном году уже получать компенсацию. Если спустя какое-то время возникнет необходимость в обеспечении натуральными услугами, нужно вновь обратиться в ПФР.
Минусы и плюсы монетизации льгот
Вопрос о том, стоит ли заменять преференции деньгами, остаётся спорным. В качестве явных отрицательных моментов специалисты выделяют:
– недовольство и споры льготников ввиду периодически вводимых изменений по рассматриваемой теме;
– необходимость каждый год отказываться от натуральных льгот в ПФ;
– недостаточность компенсации относительно приобретения необходимых услуг.
Замечено, что чем ниже пенсия в регионе, тем чаше льготники отказываются от соцпакета. Например, в Орловской области таких граждан около 90%.
Преимуществами можно назвать:
– хотя бы небольшую, но всё же прибавку к пенсии, особенно если услуги не используются льготником полностью;
– возможность потратить компенсацию на индивидуальные нужды (к примеру, жителям деревень не нужна такая льгота, как проезд в городском транспорте, поэтому они могут приплюсовать к своим пенсиям небольшую сумму.
Отказ от федерального НСУ, позволяет получать в год 13692,04 рубля, что является, фактически, 13-ой пенсией. Но не торопиться отказываться от льготного пакета лучше в том случае, если постоянно нужны лекарства и медицинское оборудование, на которое из своего кармана придётся потратить в разы больше денег.
Источник: doorinworld.ru
Монетизация льгот
Принятие Федерального закона №122 от 22.08.2004 года стало одним из важных политических и социальных событий 2004 года. При этом результаты принятия закона показали даже самому российскому правительству, что данный закон поспешили привести в действие. В настоящее время российское общество существует в условиях, созданных в результате принятия закона о монетизации льгот, но даже в 2013 году положительные результаты принятого решения не кажутся явными и абсолютно очевидными. В противоположность тому просчеты, допущенные при реализации закона, влияют на климат в обществе до сих пор.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот, как важное событие в корне изменившего социальную политику государства.
Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан.
Предпосылки решения о монетизации льгот в стране
Закон о монетизации льгот вступил в силу в России с 1 января 2005 года. По этому закону вместо большинства предусмотренных ранее льгот социально незащищенным слоям населения выплачиваются денежные компенсации – ежемесячные денежные выплаты. Система льгот возникла в нашей стране еще советское время. Льготы являлись поощрением для немногочисленной категории граждан, которые имели особые заслуги перед страной. Остальные жители СССР имели социальные гарантии, обеспечиваемые самой советской системой с ее государственной экономикой.
Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
1. Система льгот способствует хищению государственных средств и коррупции.
2. Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта. Люди, которые пользуются транспортом чаще всего, стремятся получить льготу на проезд. В результате этого больше половины поездок в транспорте не оплачивалось.
3. Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. В данном случае монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.
4. Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Сложность заключается в том, что введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остаётся неясным, кто будет оплачивать льготы.
В чем состояла монетизация льгот
1. Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя:
- транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках);
- лекарства;
- санаторно-курортное лечение.
Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.
Ход и результаты проведения монетизации льгот
В ходе проведения монетизации были выявлены недочеты этой реформы, которые как раз и сказались на появлении резких протестных настроений.
- Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация.
- Монетизация создаёт угрозу для ряда чиновничьих “кормушек”, поэтому часть госаппарата не заинтересована в её эффективном проведении.
- Не был учтён разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января.
- Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно.
- Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно “брошенные” пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.
- Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств.
- Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных.
- Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат.
Таким образом, практическая реализация Федерального закона №122 от 22.08.2004 года о монетизации льгот показала, что подобное решение для поддержки экономики страны было необходимо, однако полученные результаты свидетельствуют о слабой эффективности и непродуманности принятых мер.
В первую очередь, создатели закона не продумали все социальные и экономические последствия своего решения, что привело к возросшему градусу социальной напряженности в стране.
Далее, в качестве меры по противодействию коррупции закон о монетизации льгот оказался неэффективным. Он не уничтожил коррупционные схемы, а поспособствовал их изменению. При этом все неудобства, связанные с необходимостью изменить методы работы. Легли на плечи малообеспеченных граждан, а не на тех, кто создал саму коррупционную ситуацию.
Принятый закон до сих пор остается “рамочным”, т.е. требующим доработок и принятий дополнительных подзаконных актов. Тем не менее, на сегодняшний день он не находится в фокусе внимания законодателей. Общество, так или иначе, приспособилось к новым условиям, и дальнейшие подвижки в вопросах, связанных с монетизацией льгот, не делаются.
Можно сделать вывод, что подобного рода законодательные инициативы важны и их реализация нужна. Однако, общество ждет от своих правительственных органов более разумного и взвешенного подхода к социальным проблемам.
Источник: urok.1sept.ru
Что, на ваш взгляд, лучше – льготы или монетизация?
В Украине со следующего года все льготы собираются монетизировать. Как вы считаете, кто от этого выиграет – население или власть? почему?
Лучше монетизация, потому что у пенсионера будет выбор
А еще потому, что будет чётко понятно что сколько стоит. В некоторых регионах России в некоторые периоды водители городского транспорта (особенно трамвай-троллейбус) были загнаны в тяжелое положение тем, что возили преимущественно только льготников, но при этом они обязаны были сделать ежедневный план. Мой бывший сосед-трамвайщик в 2010 году получал зарплату около 8 тыс рублей за тяжелый труд водителя трамвая. У них такие были заработки, увы. Не больше 10 тыс рублей в те годы.
А еще я припоминаю пожилого, но активного человека, который несмотря на большой трудовой стаж почти не имел льгот выйдя на пенсию. Но летом за качественным хлебом ходил в какое-то место далеко от своего дома. Чтобы беречь обувь, он раздобыл какие-то тапочки, правда приличного вида и вроде бы даже кожаные. Поэтому нужно за все платить, либо за проезд, либо за стоптанную обувь, либо за таблетки от изжоги от некачественного хлеба, купленного рядом с домом. (в городе, где я родился и вырос были проблемы с хорошим хлебом, достаточно вспомнит, что при СССР некоторые, кто бывал на Украине, что было недалеко, старались оттуда привезти хотя бы пару булок хлеба, потому что там хлеб был намного-намного лучше).
Рыночные отношения должны стать саморегулятором. Особенно, если люди будут голосовать рублем и ногами.
Скорее даже не лучше, а справедливее. Монетизация льгот.
Так как жители крупных городов имеют возможности пользоваться большим количеством льготных услуг – например, посещение музеев, поездки на транспорте и ещё много всего. Жители же отдаленных населенных пунктов ничего этого не имеют в силу того, что этого просто нет.
В любом случае правительству выгоднее монетизация, т.к. будут оплачивать только заявленные льготниками услуги, а остальное сэкономят.
Тут нет и не может быть какого-то универсального ответа, потому что кому что лучше. Кому-то лучше льготы, кому-то – деньги. Как по мне, лучше монетизация. Чисто из общих соображений.
Смотрите: льготы часто обезличены. Они полагаются всем, кто удовлетворяет каким-либо формальным критериям. Ну вот как бесплатный проезд пенсионерам: раз пенсионер – катайся на троллейбусе пока не надоест. Но, с другой-то стороны, – а много ли пенсионерам надо кататься? А если этот пенсионер вообще живёт в деревне или, даже если он горожанин, у себя на даче всё лето? Льгота эта ему на фиг не нужна. С другой стороны, если вместо льготы ему будут выдавать какие-никакие, а живые деньги, – то эта синица всяко лучше какого-то журавля, который ему, может быть, и на фиг не сдался или нужен раз в месяц.
Монетизация хороша тем, что она универсальна. Деньги ж не зря называют всеобщим эквивалентом. Льготу можно “потратить” только на то, что включено в список таких услуг, а деньги можно потратить на что угодно. Сегодня – на троллейбус, завтра – на пиво. Ну или на лекарства. Или на подарки внукам.
Вот поэтому я и считаю, что монетизация лучше. Она даёт свободу. Наверно, именно поэтому её и встречают в штыки. Свобода – это не то, что у нас или даже у них, на Украине, ценится.
Тут сейчас опять стало модным кивать на “опыт западных стран” по поводу возраста выхода на пенсию. “Уж если рождены мы всё перенимать”. Да, там выходят позже (правда, и живут дольше, и пенсии повыше – но речь не об этом). Там и льгот почти нету. Есть льготы чисто по возрасту – если ты senior (больше 65), то какие-то услуги могут предоставляться со скидкой. Ну, к примеру, билеты на подъёмник на лыжных курортах процентов на 20 дешевле. Но и всё. Ничего сверх этого, ничего “бесплатного” только потому, что имярек пенсионер, нету. Вот этот опыт не хотите перенять, а?
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами
Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.
Законодательная база
Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.
Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.
Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.
Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.
Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.
От каких льгот можно отказаться в пользу денег
Законами предусмотрены денежные выплаты на:
- лекарственное обеспечение;
- санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд в транспорте.
В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:
- отказ от льготы на лекарства;
- отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
- отказ от предоставления денежных средств на проезд.
Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.
Категории льготников
Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:
- инвалидам;
- пенсионерам;
- многодетным семьям;
- ветеранам труда;
- матерям-одиночкам;
- ветеранам боевых действий;
- детям-инвалидам.
Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.
Размер денежной компенсации
Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:
- 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
- 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
- 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.
В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.
Как оформить отказ от льгот
Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:
- Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
- Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
- В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.
Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.
Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:
- оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
- оригинал и копию пенсионного удостоверения;
- удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
- заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.
В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.
Плюсы и минусы монетизации льгот
Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.
К остальным недостаткам относят следующие моменты:
- споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
- необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
- нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.
Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.
К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.
Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:
- при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
- полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
- значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.
Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.
Источник: lgoty.net