Создание и принятие корпоративных нормативных актов

Технологии создания корпоративных нормативно-правовых актов

Свобода образования и деятельности юридических лиц как кор-

поративных организации, установленная Конституциеи Россиискои Федерации, порождает корпоративные отношения, которые регулируются как корпоративными, так и правовыми нормами.

Корпоративное право – это система правил поведения, устанавливаемых органами управления корпорации, обязательных для участников корпорации и охраняемых силои корпоративного принуждения, а при его недостаточности – силой государственного принуждения.

Корпоративное право включает в себя корпоративные нормы, которые содержатся в локальных актах той или иной корпорации, обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников) и направлены на регулирование отдельных сторон ее деятельности. Корпоративное право неоднородно. В нем можно выделить внешние корпоративные нормы и внутрикорпоративные нормы, принятые по вопросам внутренней жизни предприятия. К принципам, на которых основано построение корпоративных норм можно отнести:

1. Демократизм (учет интересов всех членов коллектива корпорации).

2. Гуманизм (уважения достоинства личности, создание для нее необходимых условий).

3. Равноправие (все члены корпорации, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность).

4. Законность (точное соблюдение законодательных норм).

5. Научность (глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов).

6. Компетентность корпорации (при создании качественных корпоративных нормативных актов).

7. Иерархия корпоративных нормативных актов.

С принципами корпоративного права тесно связанны общие правила юридической техники. Иначе говоря, локальное регулирование должно соответствовать требованиям полноты и достаточности правовой регламентации. Это особые правила подготовки, оформле-

ния реквизитов и содержания локальных актов, придания последним юридической силы; обеспечение принципа непротиворечивости локальных актов действующему законодательству; выбор необходимой и достаточной меры дублирования законодательства в локальных актах; эффективность и рациональность в реализации прав, установленных диспозитивными нормами, с точки зрения более целесообразного варианта поведения в конкретной ситуации; использование оптимальной юридической конструкции хозяйственных договоров.

В зависимости от направленности локальных корпоративных актов, правотворческая техника их создания может быть разделена на следующие виды:

1. Техника учредительно-распорядительных актов (устав, учредительный договор, разделительный баланс, передаточный акт и т.д.).

2. Техника организационно-управленческих актов (инструкции, правила, положения, приказы, распоряжения, на которых основывается процесс выполнения текущих задач организации).

3. Техника трудовых актов (конкретизация норм трудового права, а в какой-то степени и в восполнение пробелов законодательства о труде).

4. Договорная техника (договоры, дополнительные соглашения, протоколы разногласий, претензии и прочие документы, создаваемые в процессе договорной работы).

Корпоративные акты позволяют реализовать самоуправление в рамках конкретной корпорации, обеспечивая самостоятельность в принятии правовых решений, учет специфики складывающихся отношений, придавая тем самым регулированию необходимую динамичность, дифференцированность и адекватность.

Несмотря на то, что количество и роль корпоративных актов постоянно растут, определяющим в установлении правового положения корпорации является влияние общих источников права.

Говоря непосредственно о корпоративных актах, следует сказать об Уставе компании, который является основным документом, регулирующим отношения между пайщиками и компанией, а также пайщиков между собой. Он закрепляет порядок распределения и передачи паев, изменения размера уставного капитала, совершения займов, проведения собраний, голосования, назначения директоров, их правомочия, назначение аудита и ликвидации компании, ведения бухгалтерских книг и др.

Устав относится к учредительным документам корпорации. Функциональное назначение учредительных документов в системе локального корпоративного регулирования состоит в том, что они создают основу для всех других внутренних документов корпорации. Все иные локальные корпоративные акты не должны противоречить учредительным документам.

При расхождении между уставом и иными корпоративными актами, без сомнения, преимущество должно отдаваться первому документу.

Корпоративные нормы имеют определенную структуру. В качестве элементов корпоративных норм-предписаний обычно выступают гипотеза и диспозиция. Анализ корпоративных норм показывает, что в них, как правило, нет санкций, установленных самой организацией. Но это не значит, что корпоративные нормы не обеспечены мерами государственного принуждения. Санкциями за их неисполнение чаще всего выступают меры принуждения, установленные законодательными актами.

К ошибкам при создании локальных корпоративных актов можно отнести их излишнюю детализацию; отсутствие дефиниций; несогласованность норм одного и того же корпоративного акта. Указанные недостатки неблагоприятно отражаются на процессе корпоративного правового регулирования, порождая путаницу в понимании терминов, употребляемых в корпоративных актах. Немаловажным является и тот факт, что. Корпоративные акты как минимум должны быть внутренне непротиворечивыми.

Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о правилах ведения юридической работы и создания в ее процессе различного рода юридических документов. Принимая во внимание необходимость практического овладения приемами и навыками юридической техники каждым юристом, сегодня «Юридическая техника» может быть представлена в качестве отдельной прикладной юридической науки и учебной дисциплины юридического профиля для более подробного и детального изучения и освоения.

Основной объект юридической техники – текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники определяет уровень правовой культуры конкретного общества.

Вместе с тем, «Юридическая техника» понятие общее, включающее такие разделы как:

– техника опубликования нормативных актов;

– интерпретационная техника (техника толкования норм права)

– правореализационная техника (договорные отношения, реализация своих прав);

Каждый из перечисленных разделов является ничем иным, как определенной юридической технологией.

Под технологией следует понимать совокупность методов и процессов, используемых в каком-либо роде деятельности с целью достижения конкретного результата.

Поскольку юридическая деятельность крайне многообразна, то к каждому из ее направлений применяется соответствующая юридическая технология. Все юридические технологии, будучи взятыми вместе, и образуют юридическую технику в целом.

В этой связи полагаем, что было бы правильным разделять понятия «Юридическая техника» и «Юридические технологии», поскольку они соотносятся друг с другом как общее и частное.

Важно овладеть каждой из юридических технологий, что позволит сделать вывод о достаточном совершенстве всей юридической техники.

Для этого должна быть обеспечена связь теоретических знаний с практическими умениями и навыками, необходимыми и достаточными юристам для их профессиональной деятельности.

Поскольку ведение юридической деятельности и составление юридических документов может иметь разнообразный характер, то и система науки юридической техники должна это учитывать.

Прежде всего, должно быть определено понятие и содержание юридической техники, ее место в системе юридической науки. Не менее важен вопрос о методах, используемых при изучении юридической техники и выполнении юридической работы.

Также необходимо различать виды юридической техники (юридические технологии), такие как: правотворческая техника; техника опубликования нормативных актов и вступления их в действие; техника систематизации юридических документов; интерпретационная техника (техника толкования правовых норм); правореализационная техника (правила создания индивидуальных актов в области реализации прав и обязанностей, договорные отношения); правоприменительная техника, в том числе и правила судебного правоприменения; техника корпоративного правотворчества.

Значение овладения информацией и практическими навыками в данных областях (юридическими технологиями) велико для всех сфер профессиональной деятельности юристов.

Источник: lawbook.online

Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов (Книга Кашаниной Т.В. Корпоративные акты (образцы документов с кратким комментарием). – Специально для системы ГАРАНТ, 2013 г.)

решением Совета директоров АО

Протокол N __________________

от “____” ______________ 20__ г.

Председатель заседания _______________

Секретарь заседания _______________

Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к порядку разработки проектов корпоративных нормативных актов, основные требования к их содержанию, их согласованию с подразделениями, порядку принятия, а также внесения в них дополнений и изменений.

1.2. Под корпоративными нормативными актами в смысле настоящего Положения понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления Общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом Общества, правовые акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности Общества.

1.3. Настоящее Положение не распространяется на корпоративные нормативные акты, регулирующие технологические вопросы либо определяющие служебное положение должностных лиц (кроме предусмотренных настоящим Положением).

2. Виды корпоративных нормативных актов, принимаемых Обществом

Читайте также:  Брачный договор когда можно заключить

На основе настоящего Положения разрабатываются и принимаются следующие корпоративные нормативные акты:

2.1. Положение о полномочиях и регламенте Общего собрания.

2.2. Положение о Совете директоров.

2.3. Положение о правлении.

2.4. Положение о статусе Генерального директора.

2.5. Положение о Ревизионной комиссии.

2.6. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий.

2.7. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств.

2.8. Положение о реестре акционеров и порядке его ведения.

2.9. Положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала.

2.10. Положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров.

2.11. Положение о порядке распределения прибыли.

2.12. Положение о фондах и резервах.

2.13. Положение о персонале.

2.14. Положение об организации отчетности.

2.15. Другие корпоративные акты, регулирующие деятельность Общества либо конкретизирующие предусмотренные настоящим пунктом акты.

3. Порядок разработки корпоративных нормативных актов

3.1. Проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и/или Совета директоров Общества.

3.2. Генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) Совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества.

3.3. Правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед Советом директоров; последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.

3.4. Профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или Советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.

3.5. Компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам. В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.

3.6. Подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт, подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия и его принятия.

3.7. Любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.

4. Порядок принятия корпоративных нормативных актов

Предусмотренные пп. 2.3-2.4, 2.6-2.14 настоящего Положения акты принимаются Советом директоров Общества. Принятие актов, указанных в п. 1, 2.2, 2.5, относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

(Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые Советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции.)

5. Порядок изменения и отмены корпоративных нормативных актов

5.1. Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт.

Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.

5.2. При внесении изменений в корпоративные нормативные акты необходимо соблюдать требования, предусмотренные п. 3.7 настоящего Положения.

5.3. Отмена корпоративных нормативных актов производится с соблюдением правил, предусмотренных пп. 5.1, 5.2 настоящего Положения.

5.4. Изменения, дополнения или отмена корпоративных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 6.1 настоящего Положения.

6. Ввод в действие корпоративных нормативных актов

6.1. Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.

6.2. Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении десяти дней со дня их принятия (утверждения).

6.3. О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества – путем вывешивания публичного объявления в пятидневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры – путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.

6.4. Акты признаются недействующими для тех лиц, которые не были о них извещены в порядке, предусмотренном п. 6.3 настоящего Положения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов (Книга Кашаниной Т.В.)

Извлечение из книги Кашаниной Т.В. Корпоративные акты (образцы документов с кратким комментарием). – Специально для системы ГАРАНТ, 2013 г.

Источник: base.garant.ru

Положение о порядке разработки и принятия корпоративных нормативных актов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет общие требования к порядку разработки проектов корпоративных нормативных актов, основные требования к содержанию этих актов, их согласованию с подразделениями, порядку принятия, а также внесения в них дополнений и изменений.
1.2. Под корпоративными нормативными актами в смысле настоящего Положения понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления Общества в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом Общества, правовые акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования
производственной, управленческой, хозяйственной, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности Общества.
1.3. Настоящее Положение не распространяется на корпоративные нормативные акты, регулирующие технологические вопросы либо определяющие служебное положение должностных лиц (кроме предусмотренных настоящим Положением).

2. Виды корпоративных нормативных актов, принимаемых Обществом

На основе настоящего Положения разрабатываются и принимаются следующие корпоративные нормативные акты:
2.1. Положение о полномочиях и регламенте Общего собрания.
2.2. Положение о совете директоров.
2.3. Положение о правлении.
2.4. Положение о статусе генерального директора.
2.5. Положение о ревизионной комиссии.
2.6. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий.
2.7. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств.
2.8. Положение о реестре акционеров и порядке его ведения.
2.9. Положение о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала.
2.10. Положение о выпуске облигационных займов и правовом статусе облигационеров.
2.11. Положение о порядке распределения прибыли.
2.12. Положение о фондах и резервах.
2.13. Положение о персонале.
2.14. Положение об организации отчетности.
2.15. Другие корпоративные акты, регулирующие деятельность Общества либо конкретизирующие предусмотренные настоящим пунктом акты.

3. Порядок разработки корпоративных нормативных актов

3.1. Проекты корпоративных нормативных актов разрабатываются по решению Общего собрания и (или) совета директоров Общества.
3.2. Генеральный директор вправе внести на Общее собрание и (или) совет директоров вопрос о разработке и принятии любого корпоративного нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности Общества.
3.3. Правление Общества вправе ставить вопрос о разработке и принятии корпоративных актов только перед советом директоров; последний обязан на своем ближайшем заседании принять по этому вопросу мотивированное решение.
3.4. Профсоюзный орган вправе ставить вопросы о разработке и принятии корпоративных нормативных актов перед Общим собранием акционеров или советом директоров Общества. Указанные органы управления обязаны принять по этим вопросам мотивированное решение.
3.5. Компетентный орган Общества, принявший решение о разработке проекта нормативного корпоративного акта, вправе поручить такую разработку соответствующим подразделениям либо разрабатывает проект сам.
В любом случае он издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями и организациями.
3.6. Подразделение, разрабатывающее корпоративный нормативный акт подготавливает его проект, обоснование необходимости и последствия его принятия.
3.7. Любой корпоративный нормативный акт, принимаемый Обществом, подлежит обязательной правовой экспертизе.

4. Порядок принятия корпоративных нормативных актов

Предусмотренныепп. 2.3-2.4, 2.6-2.14 настоящего Положения акты принимаются советом директоров Общества. Принятие актов, указанных вп. 2.1,2.2,2.5, относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
(Общее собрание акционеров вправе установить, что отдельные корпоративные нормативные акты, принятые советом директоров, подлежат утверждению Общим собранием, либо отнести их принятие к своей исключительной компетенции).

5. Порядок изменения и отмены корпоративных нормативных актов

5.1. Корпоративные нормативные акты могут быть изменены (внесение дополнительных норм, признание утратившими силу отдельных норм, утверждение новой редакции) только по решению органа, принявшего (утвердившего) данный акт.
Предложение внести изменения может исходить от любого органа, который согласно настоящему Положению поставил вопрос о разработке и принятии данного корпоративного акта либо принял (утвердил) этот акт.
5.2. При внесении изменений в корпоративные нормативные акты необходимо соблюдать требования, предусмотренные п. 3.7 настоящего Положения.
5.3. Отмена корпоративных нормативных актов производится с соблюдением правил, предусмотренныхпп. 5.1,5.2 настоящего Положения.
5.4. Изменения, дополнения или отмена корпоративных нормативных актов подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном п. 6.1 настоящего Положения.

Читайте также:  Как получить деньги по свадебному страхованию и где

6. Ввод в действие корпоративных нормативных актов

6.1. Принятые корпоративные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии Общества порядкового номера.
6.2. Корпоративные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении 10 дней со дня их принятия (утверждения).
6.3. О принятых актах должны быть обязательно извещены: персонал Общества – путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта; все акционеры – путем соответствующей информации в бюллетене Общества и на ближайшем Общем собрании акционеров.
6.4. Акты признаются недействующими для тех лиц, которые не были о них извещены в порядке, предусмотренномп. 6.3 настоящего Положения.

Источник: hr-portal.ru

Юридическая техника

Принципы создания корпоративных нормативных актов

Философская основа разработки корпоративных актов

Бизнес, бывший агрессивным на первоначальном этапе его появления, когда получение прибыли выдвигалось в качестве главной цели, постепенно становится цивилизованным. Такова общая закономерность, неумолимо проявившая себя и в европейских странах, и в развитых странах Азии. К цивилизованному этапу развития подойдет несколько позднее предпринимательство и в России.

Три принципа помогают определить цивилизованность бизнеса:

утилитаризм. Правильное или неправильное корпоративное решение предлагается — зависит оттого, принесет ли оно максимальную пользу большинству людей, занятых в корпорации. Если участники корпорации это почувствуют и поймут, они приложат максимум усилий для практического выполнения данного решения. Следовательно, менеджеры вместо жесткого давления на своих подчиненных должны предлагать работникам несколько альтернативных вариантов и отвергать варианты, которые отвечают интересам ограниченного круга людей, связавших свою судьбу с корпорацией;

соблюдение прав человека (не обманывать, не хитрить, уважать мнение коллег и подчиненных, не заставлять их действовать против своих интересов, уважать их право на тайну частной жизни, не заставлять поступать вразрез с их религиозными и этическими представлениями, не подвергать их наказанию без честного и беспристрастного суда, не нарушать их право на безопасные условия труда ит.п.);

справедливость. Она базируется на обеспечении равных прав при распределении ответственности и благ. Это означает, что ко всем людям следует относиться одинаково, нельзя нарушать установленные правила, тот, кто нанес ущерб, должен непременно отвечать за него и возмещать его. Справедливое решение — это беспристрастное и разумное решение, соответствующее данной ситуации.

Общие принципы создания корпоративных актов

Корпоративные нормы будут эффективными лишь тогда, когда в их основе будут лежать не только вышеуказанные положения, но и принципы, на которых держится вся правовая система.

Справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативных правовых документах, включая международные, а затем получают развитие и детализацию в других законодательных предписаниях. Эти два начала должны незримо пронизывать и все корпоративные акты.

К числу принципов, на которых основано построение корпоративных норм, относятся следующие.

Принцип демократизма в формировании корпоративных норм, т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации.

Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива предприятия позволяет, как правило, претворить этот принцип в жизнь. Хотя и здесь не исключены промахи. Иногда случается, что коллектив работников принимает решения, не имея полной информации о положении дел, а то и пользуясь искаженными сведениями о последствиях данного решения.

Бывает, что коллектив предварительно подвергается обработке со стороны предпринимателя, профсоюзных органов и других заинтересованных лиц, органов и организаций. Поэтому решение внешне, возможно, и будет выглядеть демократичным, но по сути ничего общего с истинной демократией иметь не будет.

Еще больше проблем с реализацией этого принципа на практике возникает, когда корпоративные нормы принимаются управленческими органами предприятия (коллективными или единоличными). Среди руководителей нередко находились «смельчаки», бравшие на себя решение принципиальных вопросов, которые затрагивают судьбу многих и многих работников (например, вопрос о приватизации, хотя по закону выяснение мнения работников коллектива является непременным условием приватизации). Не всегда у коллектива имеются юридические средства, чтобы повлиять на «зарвавшихся» руководителей, не желающих считаться с его волей.

Принцип гуманизма, т.е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграждения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием.

Например, если в корпоративном акте для матерей, имеющих малолетних детей и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, предусматривается выплата вполне приличных пособий за счет средств предприятия, то это свидетельствует о заботе со стороны корпорации не только о матерях — работницах предприятия, но и о подрастающем поколении.

Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпорации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реализация зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.

Так, в корпорации «Микрохирургия глаза», созданной академиком С. Н. Федоровым, полученная в процессе деятельности прибыль распределялась в качестве вознаграждения за труд в следующей пропорции — 1 (технический персонал): 2 (медсестры): 3 (врачи): 4 (руководители).

К сожалению, не всегда принцип равноправия реализуется на практике. На многих предприятиях по вопросу о премировании издаются два корпоративных акта: один касается рабочих, сумма премий которых, как правило, определяется в процентном отношении к средней заработной плате, другой — руководящих работников, сумма премий которых находится чаще всего в кратном отношении к средней заработной плате. Налицо дискриминация одной из категорий корпорации — рабочих.

Принцип законности, т.е. точное соблюдение законодательных норм.

Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома.

Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объединения, затем — предприятия и, наконец, структурных единиц (бригад, отделов). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт.

Исходя из этого корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в такой последовательности:

  • принятые в порядке единоначалия директором (президентом корпорации);
  • принятые советом директоров;
  • принятые общим собранием коллектива акционеров либо трудового коллектива по вопросам, относящимся к их компетенции.

Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной соподчиненности, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или вопроса, ими регулируемого, следует применять те, которые изданы позднее. Более поздний акт отменяет акты, изданные ранее.

Принцип научности, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности, в значительной мере зависит от уровня предприятия. Если сравнить завод «Уралмаш», имеющий целую сеть научных отделов, высшее техническое учебное заведение и небольшой магазин, становится ясно, что претворить в жизнь принцип научности при принятии корпоративных актов под силу далеко не всем организациям.

В этом отношении большое значение имеет не только уровень, но и величина предприятия. Но главную роль в обеспечении научной обоснованности корпоративных норм играют все же квалификация работников, уровень их образования, информированности о достижениях науки, способность их воспринять. Речь идет как о менеджерах, готовящих проекты корпоративных актов, так и о персонале корпорации, которые эти корпоративные нормативные решения претворяют в жизнь.

Читайте также:  Исполнительное производство по уплате алиментов

Говоря о выполнении принципа научности, нельзя не отметить значение финансов: их наличие в необходимых случаях всегда позволит воспользоваться услугами независимых консультантов, экспертов, если будет обнаружен в корпорации недостаток собственных интеллектуальных сил.

Источник: isfic.info

Принципы и правила создания корпоративных актов

К числу принципов, на которых основано построение корпора­тивных норм, относятся следующие(общие принципы).:

1)Принцип демократизма в формировании корпоративных норм, т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпора­ции.(пример- принятие корпоративных норм общим собранием коллектива предприятия)

2) Принцип гуманизма, т.е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регули­рующие условия применения труда, получение вознаграждения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о че­ловеколюбии конкретным содержанием.

3) Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпора­ции независимо от национальной, половой, религиозной и иной при­надлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот прин­цип нельзя понимать упрощенно. Его реальное воплощение зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.

4)Законность, т.е. точное соблюдение законодательных норм.Корпоративные нормы не могут противоречить законодатель­ным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома.

Принцип законности выражается и в требовании непротиворечи­вости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридиче­ской силы.

5)Научность, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов.

Специальные принципы корпоративных актов (Они весьма многочисленны и касаются различных аспектов дея­тельности корпорации.) :

1) Презумпция (принцип) компетентности корпорации на регулиро­вание любых корпоративных вопросов путем создания корпоратив­ных нормативных актов. По каким вопросам издавать корпоративные нормативные акты, решают органы управления корпорации, выявившие в этом необхо­димость в процессе осуществления работы корпорации.

2) Принцип иерархии корпоративных нормативных актов. В сфере корпоративного правового регулирования иерархия ус­танавливается по двум критериям:

а) по предмету регулирования. Здесь преимущество по сравне­нию с другими корпоративными актами всегда имеет основной кор­поративный нормативный акт: устав корпорации. Это своего рода конституция корпорации. Главенство устава вытекает из того, что в нем упорядочиваются принципиальные вопросы жизни корпорации и то, как они урегулированы, должно приниматься за аксиому и не­ зыблемую основу при последующем решении более детальных вопро­ сов деятельности корпораций в других корпоративных актах;

б) по субъекту правотворчества. Преимущество устава перед все­ми другими корпоративными актами обусловлено тем, что он прини­мается самым авторитетным субъектом корпоративного правотворчества —общим собранием участников корпорации, как говорится со­вокупным умом заинтересованных в успешной работе корпорации людей, принявших на себя материальный риск, пусть и в пределах оп­ределенной доли.

3) Принцип неотвратимости юридической ответственности.

4) Корпоративные акты должны отражать баланс различных инте­ресов участников корпорации.

5) Корпоративные акты не могут создавать обязанности в отноше­нии третьих лиц. Это правило абсолютное.

6) Корпоративные акты не должны нарушать чьи-либо права, в про­тивном случае корпорация должна возместить причиненные убытки.

7) Принцип отсутствия обратной силы у корпоративных нормативных актов, ухудшающих правовое положение участников корпора­ции.

8) Принцип запрета вносить изменения в корпоративные норматив­ные акты, если они совершены недобросовестно или не в интересах корпорации как целостного объединения.

9) Корпоративные нормативные акты (или изменения, в них вноси­мые) автоматически не отменяют индивидуальные корпоративные акты, в частности условия ранее заключенных трудовых контрактов.

36. Планирование правотворческой деятельности. Значение планирования. Виды планов (перспективные, среднесрочные, краткосрочные).

Важным правилом правотворческой юридической техники явля­ется планирование правотворческой работы, поскольку она имеет це­ленаправленный характер. Планы в подготовке и принятии норма­тивных актов помогают построить правотворческую деятельность наиболее рационально, избежать поспешности, несогласованности, дублирования. Планировать правотворческую работу можно на разный срок.

Перспективное планирование.Планирование на длительный срок (более года) не предполагает проработку всех конкретных пунктов (название нормативных актов, разработчиков и т.п.), а носит примерный характер (например, разра­ботать и принять законы, упорядочивающие миграционную полити­ку). Одним словом, в перспективных планах указываются лишь на­правления правотворческой работы.Такие планы не носят обязательный характер и, возможно, поэто­му часто нарушаются. Этот вид планирования еще называют про­граммным, а такие планы — программами.

Среднесрочное планирование. Речь идет об определении правотворческой работы на год и менее. Здесь уже можно не только назвать направления этой работы, но и оп­ределять конкретные нормативные акты, готовящиеся к принятию. Чтобы план не стал блефом, уместно указать и ответственных (лиц, структурные подразделения правотворческого органа) за выполне­ние тех или иных пунктов плана проектных работ.

Краткосрочное планирование.Срок таких планов может быть различным. Все зависит от того, как интенсивно правотворческий орган ведет работу по принятию нормативных актов. С выполнением краткосрочных планов дело обстоит гораздо луч-/ ше. Хотя срывы возможны и здесь, но для этого, как правило, нужны веские причины.

37. Концепция нормативного акта: понятие и признаки, ее элементы (структура)

концепция законопроекта — это его замысел, основ­ная идея. И ее надо отчетливо представлять и сформулировать перед тем, как приступить к разработке текста нормативного акта.Концепциянормативного акта — это документ, в котором отра­жается научно-практический подход к разрешениюсоциальных проблем, основанный на реальной информации отой или инойсфере жизни общества, ставшей предметом правового регулирования.

1) концепция нормативного акта — один из важных способов пра­вотворческой техники.

2) концепция нормативного акта — самостоятельный этап право­творческой процедуры.

3) концепция нормативного акта — это документ, содержащий определенную информацию:

♦ о целях принятия закона;

♦ о политической, социально-экономической ситуации, породив­шей идею принятия закона;

♦ о позитивных изменениях, которые последуют после принятия закона;

♦ об ожидаемых негативных последствиях, которые могут воз­никнуть, если законопроект не будет принят, и т.д.;

4) суть концепции состоит в выработке подхода по разрешению вопроса, нуждающегося в правовом регулировании. Этот подход и есть стержень законопроекта, на котором базируются все норматив­ ные предписания, в него включенные.

5) концепция должна базироваться на научных достижениях, опирающихся на практику. Вот почему в состав рабочей группы по составлению концепции законопроекта включаются и ученые, и практики.

6) разработчиками концепции могут быть любые субъекты права. Обычно составление концепции поруча­ют коллективу людей, каждый из которых — высококлассный специа­лист в вопросе, составляющем предмет законопроекта.

1)обозначение отношений ,которые будут урегулированы данным законопроектом. Причем сразу надо пояснить, о чем будет идти речь, для того чтобы в дальнейшем не было двусмыс­ленности

2) цели законопроекта. Они могут быть раз­ноуровневые: главная, или конечная, цель и промежуточные цели. Важно, чтобы они взаимоувязывались.

3) доказательства необходимо­сти подготовки и принятия конкретного закона. Здесь требуется вы­строить целую сеть различных аргументов и обосновать, что только принятие данного закона может способствовать достижению цели. Доводы могут касаться различных сфер жизни.

4) структура самого закона. Возможно, она будет слишком общей, и в ней будут отражться только разделы с кратким изложением их содержания. Но даже это может прояснить суть дела и позволит принять принципиальное решение относительно того, нужен ли данный законопроект.

5) Механизм обеспечения реализации законопроекта. Главное здесь — определить процедуры реализации предоставляемых законом прав. Если этого нет, закон не будет эффективным.

6) последствия (как положительные, так и отрицательные), которые предположительно могут возникнуть в свя­зи с принятием закона.

7) в концепции должен быть отражен вопрос о стоимо­сти, реальной цене будущего закона. Для проработки финансового раздела концепции лучше приглашать специалистов в области бух­галтерского учета, причем независимых.

Концепция нормативного акта повышает уровень и эффектив­ность правотворческой деятельности, делает ее упорядоченной. Она позволяет вписать новый нормативный акт в систему законо­дательства и не нарушать баланс в правовой системе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Источник: infopedia.su