Заклнодательство рф и субьектов рф об адвокатской деятельности

Законы об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектов РФ

Субъектам РФ предоставлена возможность регулирования следующих вопросов адвокатской деятельности:

  • 1) участие в создании юридических консультаций (п. 1 и 3 ст. 24 ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”): во всех региональных законах фактически повторяются положения федерального закона об адвокатуре и дополнительно устанавливаются нормы о том, кто может обращаться с инициативой о создании юридической консультации. В Пермской, Владимирской и Ярославской областях такое право предоставлено губернатору области, в Ставропольском крае, Республике Калмыкия — краевому или республиканскому правительству соответственно. В соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 27.12.2002 № 420-03 “О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области” предложения об учреждении юридических консультаций на территории Омской области направляются органами государственной власти, органами местного самоуправления Омской области, адвокатскими образованиями и общественными объединениями в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области. Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области в течение месяца рассматривает указанные предложения, в случае их обоснованности подготавливает и направляет Губернатору Омской области проект представления Губернатора Омской области в адвокатскую палату Омской области об учреждении юридической консультации. В Законе не конкретизировано понятие “уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области”;
  • 2) участие в оказании юридической помощи бесплатно (п. 1 и 2 ст. 26 Закона об адвокатуре): в Ханты-Мансийском автономном округе, Волгоградской, Владимирской, Курской, Магаданской, Ростовской, Томской областях приняты законы, устанавливающие перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи и порядок их предоставления. Самая простая процедура предусмотрена в Волгоградской, Омской, Пермской, Томской областях, Республике Калмыкия. Так, в ст. 13 Закона Омской области от 27.12.2002 № 420-03 “О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области” закрепляется, что документы на получение бесплатной юридической помощи предоставляются гражданином адвокату или адвокатскому образованию, оказывающим юридические услуги в соответствующей сфере. В Ханты-Мансийском автономном округе и Магаданской области документы необходимо направлять в адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ. В ст. 3 Закона Волгоградской области от 17.03.1998 № 157-ОД “О гарантиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области” была предусмотрена следующая норма: органы государственной власти Волгоградской области в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим законом, иными законами Волгоградской области, осуществляют меры, направленные на обеспечение отдельных категорий населения области юридической помощью в виде возмещения из областного бюджета коллегиям адвокатов сумм, затраченных ими на оплату труда адвокатов, оказывающих в случаях, установленных настоящим Законом, юридическую помощь бесплатно гражданам и организациям в форме дачи консультаций, представительства в суде по гражданским делам и участия в рассмотрении уголовных дел. Действие этой нормы неоднократно приостанавливалось соответствующими законами Волгоградской области в связи с отсутствием средств в областном бюджете;
  • 3) участие в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ (подп. 3 п. 2 ст. 33 Закона об адвокатуре): квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее ]/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта РФ.

К судебным актам, регламентирующим правовое положение адвоката, относятся: Постановления КС РФ от 27.06.2000 № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР, от 25.10.2001 № 14-П по делу о проверке конституционности положений, содержащихся в ст. 47 и 51 УПК РСФСР и п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, от 26.12.2003 № 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 1 и 2 ст. 118 УИК, от 23.01.2007 № 1-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 ГК, Определения КС РФ от 12.05.2000 № 173-0, от 08.11.2005 № 439-0, от 01.03.2007 № 293-0-0, от 05.02.2009 № 289-О-П; постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”, от 05.03.2004 № 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”, от 27.12.2007 № 52 “О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях”; решение ВС РФ от 26.06.2007 № ГКПИ07-520; определения ВС РФ от 14.06.2007 № КАС07-227, от 29.01.2008 № КАС07-730.

Помимо вышеперечисленных судебных актов, регулирующих профессиональную деятельность адвоката, важное место занимают судебные акты Европейского Суда по правам человека. Прецеденты Европейского Суда по правам человека являются важным источником законодательства, которые устанавливают стандарты адвокатской деятельности.

Например, Решение Европейского Суда по правам человека о приемлемости и Постановление по существу дела о справедливой компенсации по делу “Менешева против России” (9 марта 2006 г.) вызвало немало обсуждений у общественности. В своей жалобе заявитель ссылалась на то, что она была подвергнута жестокому обращению со стороны милиции во время ее ареста и нахождения в милицейском отделении в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Менешева также жаловалась на то, что ее заявления о жестоком обращении не были должным образом расследованы, как того требует процессуальное обязательство в той же статье. Статья 3 Конвенции гласит следующее: “Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию”. Заявитель также указала на то, что она была лишена эффективных средств защиты относительно ее конвенционной жалобы о жестоком обращении. Менешева заявила, что все ее попытки добиться открытия уголовного дела не имели успеха, как и попытки получить возмещение в гражданском порядке. Между тем ст. 13 гласит: “Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве”. Кроме того заявитель ссылалась на то, что были нарушены ст. 5 и 6 Конвенции относительно административного заключения. Рассмотрев дело, суд постановил:

  • — что имело место нарушение ст. 3 Конвенции относительно жестокого обращения и отсутствия эффективного следствия по жалобам заявителя о жестоком обращении; ст. 13 Конвенции из-за отсутствия эффективных средств защиты в отношении жестокого обращения; ст. 5 § 1 Конвенции относительно ареста заявителя и ее заключения на ночь; ст. 5 § 1 Конвенции относительно пятидневного заключения заявителя; ст. 6 § 1 Конвенции;
  • — что государство-ответчик обязано выплатить заявителю в течение трех месяцев со дня, когда решение станет окончательным в соответствии со ст. 44 § 2 Конвенции, следующие суммы:
  • – 25 RUR в качестве возмещения материального ущерба;
  • – 35,000 EUR в качестве возмещения морального ущерба, переведенные в национальную валюту государства-ответчика по курсу на день выплаты;
  • – 5,000 RUR в качестве возмещения расходов и издержек;
  • – любые налоги на вышеуказанные суммы.
Читайте также:  Приказ на отпуск по уходу за ребенком

И это уже не первое дело, которое выигрывает житель Ростовской области в Страсбургском суде.

Следующее место в структуре законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности занимают внутриорганизационные подзаконные акты, к которым относятся акты Всероссийского съезда адвокатов, Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских палат субъектов РФ.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев развития традиций российской адвокатуры. Его принятие стало необходимым в связи с тем, что существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ принимает решения и дает разъяснения, касающиеся практической деятельности адвокатского сообщества. К ним, в частности, относятся:

  • — Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации и урегулирования некоторых вопросов реализации адвокатом права на осуществление адвокатской деятельности на территории Российской Федерации, утвержденный решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 02.04.2010;
  • — Рекомендации адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ от 21.06.2010;
  • — Методические рекомендации по ведению адвокатского производства, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов от 21.06.2010.

Советы Адвокатских палат субъектов РФ принимают постановления, которые регулируют текущие вопросы на местах. Например, постановление Совета адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа от 22.01.2009 № 1 регламентирует порядок осуществления защиты адвокатами по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда.

Источник: studme.org

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя это положение, ст. 4 Закона об адвокатуре устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из:

– принимаемых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность;

– принимаемых в пределах полномочий, установленных законом об адвокатской деятельности, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, принятый Всероссийским съездом адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности[2].

Конституция РФ, если не считать названного положения, напрямую адвокатуру практически не урегулирует, устанавливая лишь право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на помощь адвоката (ч. 2 ст. 48).

Закон об адвокатуре составляет основу законодательного урегулирования рассматриваемой сферы. В нем закреплены понятие и принципы адвокатской деятельности, основы правового статуса адвоката, в том числе его права и обязанности, порядок приобретения и прекращения такого статуса, формы адвокатских образований, органы адвокатского сообщества.

Из других федеральных законов наибольшее значение для адвокатской деятельности имеют процессуальные кодексы (УПК, ГПК, АПК, КоАП, УИК), Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку они во многом определяют объем процессуальных полномочий адвоката и его статус при участии в соответствующем производстве.Кроме того, следует назвать в числе важных и Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», поскольку им регулируются вопросы оказания адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Постановлениями Правительства РФ устанавливается размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда[3]; определяется порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ[4]

Из иных федеральных органов исполнительной власти наибольшую роль для регулирования адвокатуры играет Министерство юстиции РФ: им утверждаются формы адвокатского удостоверения и ордера, порядок ведения реестра адвокатов и выдачи удостоверений адвоката[5].

Следует также упомянуть Минфин России, который совместно с Минюстом России разрабатывает порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.

Закон об адвокатуре предусматривает также, что оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (ст. 26 Закона об адвокатуре).

Источник: law.wikireading.ru

Правовое регулирование адвокатской деятельности

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой, но отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности — прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.

2. Другие федеральные законы, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности, а также принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции зашиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т. д.

Читайте также:  Жалоба при незаконной парковке во дворе

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  1. в создании юридических консультаций;
  2. в оказании юридической помощи бесплатно;
  3. в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы». В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП «О мерах по реализации закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации”».

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жадоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты, хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для зашиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  5. В связи с принятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» есть необходимость сослаться и на такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  6. Необходимо учесть также «Основные положения о роли адвокатов», принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН «По предупреждению преступлений», которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

Источник: ugolovnyj-zakon.ru

Краткое содержание

Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов Рос­сийской Федерации. Органы палаты адвокатов: Собрание (конферен­ция) палаты, Совет палаты, Ревизионная комиссия, квалификационная палата. Адвокатские образования: адвокатский кабинет, адвокатские бюро, коллегии адвокатов и юридические консультации.

В настоящее время деятельность адвокатуры регулиру­ется законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который вступил в законную силу с 1 июля 2002 г.

Адвокатской деятельностью является квалифициро­ванная юридическая помощь, оказываемая на профессио­нальной основе лицами, получившими статус адвоката в по­рядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» физическим и юридическим лицам (далее доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринима­тельской.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

– работниками юридических служб юридических лиц (да­лее организации), а также работниками органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления;

– участниками и работниками организаций, оказываю­щих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

– нотариусами, патентными поверенными, за исключе­нием случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые за­коном специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокатом является лицо, получившее в установлен­ном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не­зависимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1. дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;

2. составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3. представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4. участвует в качестве представителя доверителя в граж­данском и административном судопроизводстве;

5. участвует в качестве представителя или защитника до­верителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6. участвует в качестве представителя доверителя в раз­бирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах раз­решения конфликтов;

7. представляет интересы доверителя в органах государ­ственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8. представляет интересы доверителя в органах государ­ственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных го­сударств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами ме­ждународных судебных органов и иных международ­ных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9. участвует в качестве представителя доверителя в ис­полнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

Читайте также:  Жалоба в прокуратуру на действия управляющей компании

10. выступает в качестве представителя доверителя в нало­говых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и ад­министративном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать толь­ко адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции вы­полняют работники, состоящие в штате указанных организа­ций, органов государственной власти и органов местного само­управления, если иное не установлено федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Феде­рации, регистрируются федеральным органом исполнитель­ной власти в области юстиции в специальном реестре, поря­док ведения которого определяется Правительством Россий­ской Федерации.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных госу­дарств на территории Российской Федерации запрещается. В этом смысле Российская Федерация пошла по пути, которым идёт большинство иностранных государств: они тем или иным образом ограничивают или полностью запрещают ве­дение адвокатской деятельности на своей территории ино­странным адвокатам.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов законно­сти, независимости, самоуправления, корпоративности, а так­же принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юри­дической помощи и содействия адвокатской деятельности ор­ганы государственной власти обеспечивают гарантии незави­симости адвокатуры, осуществляют финансирование дея­тельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образовани­ям служебные помещения и средства связи.

Каждому адвокату гарантируется социальное обеспе­чение, предусмотренное для граждан Конституцией Россий­ской Федерации.

Законодательство об адвокатской деятельности и адво­катуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об адвокатской деятель­ности и адвокатуре в РФ», других федеральных законов, при­нимаемых в соответствии с федеральными законами норма­тивных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирую­щих указанную деятельность, а также из принимаемых в пре­делах полномочий, установленных указанным Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъ­ектов Российской Федерации.

Источник: all-sci.net

95. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф.

Правовые основы организации и деятельности адвокатуры в РФ:

Ст. 72 (разграничение компетенции)

Ст. 48 (право каждого на получение квалифицированной юридической помощи)

Ст. 17, 19, 21, 22, 26 (предусмотренные Конституцией права граждан, нарушение которых может стать основанием для обращения за помощью к адвокату)

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»от 31 мая 2002г. №63-ФЗ (последняя ред. 24 июля 2007 г.)

Кодифицированные нормативно-правовые акты:ГК РФ, УК РФ

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»

ФЗ «Об исполнительном производстве»

Законы субъектов РФ

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый в порядке делегированного нормотворчества. По своей правовой природе кодекс является локальным корпоративным нормативным актом общеобязательным для всех адвокатов России.

Решение Конституционного Суда «Постановление КС РФ №2-П от 28.01.1997г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 47 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса, С.В. Абрамова.

Права и обязанности адвоката.

Адвокат выступает в качестве независимого советника по правовым вопросам. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;

составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

представляет интересы доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Адвокат вправе:

собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;

собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном процессуальным законодательством;

опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

совершать иные действия, не противоречащие законодательству.

честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещёнными законодательством РФ средствами;

исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда (ст. 50-52, 248 УПК РФ), а также оказывать юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных ст. 26 ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ».

Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение)

Адвокат — это лицо, получившее в установленном законом порядкестатус адвокатаи право осуществлять адвокатскую деятельность.

Правовое положение адвоката несовместимо с занятием государственных должностей, должностей государственной службы и муниципальных должностей.

Адвокат также не вправевступать в трудовые отношения в качестве работника, т.е. выполнять иную оплачиваемую работу на основании трудового договора. Исключение составляют научная, преподавательская и иные виды творческой деятельности.

Адвокат можетсовмещать свою деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также занимать выборные должности в органах управления адвокатурой и общественных объединениях адвокатов.

Претендовать на получение статуса адвоката можетлюбое лицо, соответствующее определенным законом требованиям.

Во-первых, претендент должен иметьвысшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. В качестве альтернативы допускается наличие ученой степени по юридической специальности.

Во-вторых, кандидат должен иметьстаж работыпо юридической специальности не менее 2 лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от 1 года до 2 лет.

В-третьих, претендент не должен быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным либо иметь непогашенную или неснятую судимость за совершенные преступления.

Действующее законодательство не запрещает претендовать на получение статуса адвоката иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Источник: studfile.net