Должен водитель выходить при остановке инспектором

Обязан-ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно

Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.

Законно ли требование инспектора выйти из машины

Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:

Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;

Нарушение правил перевозки грузов;

Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;

При сверке номеров агрегата;

Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;

Для оказания помощи пострадавшим;

При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

Выйти из транспортного средства в случаях:

– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Пункт 93.1 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

В каких случаях водитель обязан выйти из машины

Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.

1 Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 27.4 КоАП РФ

2 Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.

3 Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.

Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием – «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.

Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а также попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете – это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.

Источник: zakon-auto.ru

Нужно ли выходить из автомобиля, когда вас остановил инспектор?

Итак, встреча с инспектором ДПС оказалась неизбежна и ваш автомобиль остановили. Совершенно не важно, что именно послужило причиной остановки, будь то нарушение вами правил дорожного движения или просто стандартная «проверка документов», но факт остается фактом.

Существует несколько форм типичного поведения водителя в такой ситуации. Одни сразу же выходят из машины и направляются к инспектору, другие вальяжно сидят в автомобиле чуть приоткрыв стекло, а третьи, не дожидаясь представления инспектора, сразу же начинают признаваться во всех совершенных правонарушениях. Каждая такая форма остается на усмотрение водителя и позволяет инспектору (как хорошему психологу) выстраивать дальнейшие взаимоотношения с вами согласно сделанному вами же шагу.

Итак, главный вопрос: а нужно ли выходить из автомобиля? Обратимся к документу, регламентирующему права и обязанности инспектора ДПС — к Административному регламенту (Приказ № 185), в пункте 70 которого сказано следующее.

П. 70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: Фото: Depositphotos

а) выйти из транспортного средства в случаях:

  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видно из текста документа, инспектор вправе предложить, но уж никак не вправе требовать выйти из автомобиля! Этим правом действительно многие пользуются, особенно в случае нарушения ПДД, и на предложение инспектора «Пройдемте на пост (или в патрульный автомобиль) для составления протокола» отвечают: «Я подожду в машине». Фото: Depositphotos

Что творится в голове у остановившего вас инспектора, никому неизвестно, а потому такое заявление водителя может обернуться против него самого.

Изучая судебную практику, можно сделать следующие выводы о дальнейших последствиях.

Первый вариант — самый благоприятный. В отношении вас был составлен протокол на то самое незначительное нарушение, и вы спокойно продолжаете путь.

Во втором варианте будет все то же самое, однако бланк протокола намеренно будет заполняться намного дольше обычного. Тем самым инспектор покажет свое превосходство над ситуацией.

Третий вариант можно назвать дополнительной местью. Вы превысили скорость на 20 км/ч, а в дополнение будет составлен протокол за тонировку и непристегнутые ремни. Стоит отметить, что к таким вещам инспекторы прибегают крайне редко.

Третий вариант самый опасный и включает в себя дополнительные якобы совершенные нарушения, и здесь можно ожидать все что угодно. Как правило, после разговора с инспектором на повышенных тонах может произойти следующее. Фото: Depositphotos

Водитель сидит в своем автомобиле или стоит рядом с ним, неторопливо потягивая сигаретку в ожидании, когда инспектор сам принесет протокол. А инспектор в это время составляет протоколы за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Таких случаев очень много! «Как же понятые?» — спросите вы. Здесь все очень просто. Пока вы находитесь в режиме ожидания, инспектор останавливает понятых. Далее стандартная фраза: вон там видите водитель, вот он отказывается от прохождения медосвидетельствования. Подпишите здесь и свободны.

Читайте также:  Если вычеты на детей больше начисленной зарплаты при увольнении

Хорошо, если удастся потом отыскать понятых, хотя и это не панацея от лишения прав. Хорошо, если в суде удастся доказать отсутствие факта отказа, а если нет?!

За своими документами, находящимися в руках инспектора, действительно нужно пристально следить, чтобы потом не оказалось, что вы их не передавали, и чтобы не оказались в ситуации, описанной выше. Фото: Depositphotos

Выходить или не выходить из своего автомобиля, остается на ваше усмотрение. Будьте внимательны, особенно сейчас, когда у инспектора есть права и обязанности, позволяющие превышать полномочия, а у водителя есть только обязанности, в то время как его права мало кого волнуют.

Источник: shkolazhizni.ru

Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?

Давайте честно: мало кому из водителей доставляет удовольствие процесс общения с инспекторами ГИБДД. Тем более, если на улице дождь (снег, град) и сотрудник полиции предлагает, так сказать, перевести разговор в вертикальную плоскость — требует, чтобы вы вышли из машины. ЗР объясняет, можно ли отказать представителю закона и чем вам это грозит.

Ситуация с необходимостью выходить из машины по требованию инспектора на первый взгляд довольно запутанная. С одной стороны, «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (смотрим п.3.ст. 30 ФЗ «О полиции» ). За отказ предусмотрена достаточно суровая санкция — до 15 суток ареста. С другой стороны, в Административном регламенте ГИБДД нет такого пункта, согласно которому инспектор мог бы требовать водителя покинуть его авто без объективной на то причины (раздел «Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора». Ключевой момент — «без объективной причины». Их может быть несколько:

  • Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
  • Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
  • Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
  • Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.

Итак, фраза: «выйдите, пожалуйста, из машины» — просьба, которая должна иметь под собой основание. Так что ничто не мешает напрямую спросить у инспектора, в чем причина. Если объяснения не последовало, вы вполне можете остаться в салоне. Только не забывайте, что в некоторых случаях согласие выйти из машины без демонстрации своих глубоких познаний в законодательстве может сэкономить ваше же время и избавить от дополнительной нервотрепки.

«Примерно года два назад в Москве меня остановили инспекторы ДПС, — рассказывает главный редактор zr.ru Артур Саруханов. — Проверили документы и попросили выйти из машины. Я не понял, в чем, собственно, дело, но подчинился. Оказалось, что у меня была залита незамерзайка, которая резко отдавала спиртом, а сотрудник ГИБДД, общаясь со мной через окно, заподозрил, что пахнет от меня. Благо, после того как я вышел из машины, все удачно разрешилось, и я поехал дальше».

Согласно п. 93 все того же Административного регламента, предложение выйти из машины может поступить вам в случаях:

  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание, что «предложение» в данном случае — то же самое, что требование. Так что не подчиниться вы не можете — все-таки перед вами представитель власти. А вот если вы видите, что инспектор действует, что называется, не по процедуре, смело снимайте его на камеру, просите включить регистратор в патрульной машине. В дальнейшем, если дело дойдет до суда, у вас на руках будут доказательства допущенных нарушений. Согласитесь, это гораздо разумнее, чем просто сидеть в машине и упорно доказывать сотруднику полиции, что он неправ.

  • Ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений с инспектором ГИБДД, вы найдете в соответствующем разделе Парка документов «За рулем».

Источник: www.zr.ru

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ “О полиции” указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Читайте также:  Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: “Откройте багажник!”.

В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС

Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.

А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, ключевое слово здесь “предложить“. Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого “заманчивого” предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

В заключение

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так — по желанию инспектора.

Имейте в виду, что всё это закон и теория. К сожалению, на практике не всегда законные права граждан соблюдаются, и суды выносят решения против последних. И пусть Вы обжалуете и привлечёте к ответственности всех виновных в незаконных действиях в Вашем отношении, результат для Вас может быть печальным. До такого обжалования Вы можете отсидеть в рамках административного ареста не одни сутки.

Поэтому не следует изначально нарываться на конфликты с сотрудниками правоохранительных органов и всегда следует помнить, что время, потраченное на Вас в доказывании законности тех или иных требований — это время, когда мог быть упущен злостный нарушитель. Да, эта проблема не представляется такой острой, пока она не затрагивает Ваших близких или Вас самих. Но многим достаточно просто представить это, чтобы понять.

Источник: howcarworks.ru

Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС (ГИБДД)

Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС (ГИБДД) 25.12.2019 13:06

Вопросами, связанными с остановкой инспекторами ГИБДД, интересуется большая часть автолюбителей, т.к. многим из них до конца непонятны их права и обязанности в этой ситуации. Могут ли представители Госавтоинспекции остановить без повода?

Как правильно себя вести при общении с сотрудниками ДПС? На что имеют право работники дорожно-патрульной службы и водители? На эти и другие важные вопросы будут даны ответы ниже.

Законодательное урегулирование

Сотрудники ГИБДД, равно как и другие должностные лица, в работе руководствуются инструкциями и иными документами, закрепленными на законодательном уровне. В первую очередь, это, конечно же, ПДД, которые были утверждены ПП №1090 от 23 октября 1993 года. С момента утверждения они неоднократно претерпевали изменения, которые важно отслеживать.
Если говорить об остановке транспорта, то в Правилах ей посвящена глава 3 Административного регламента №664, утвержденного приказом МВД РФ от 23 августа 2017 года. С ним рекомендуется подробно ознакомиться всем автовладельцам, т.к. он содержит массу полезной информации.

Читайте также:  Пример бух проводок при уменьшении уставного капитала

Порядок остановки автомобилей инспекторами ГИБДД

В регламенте, действовавшем ранее, сотрудникам ДПС запрещалось останавливать ТС вне стационарных постов. Однако, существовали и исключения, к примеру, допущение водителем нарушений ПДД, проведение спецопераций.
Актуальный регламент допускает остановку инспекторами автолюбителей в любом месте, разумеется, если она не запрещена. При необходимости остановки машины инспектор может выразить соответствующее требование голосом через громкоговоритель или жестом руки. Дополнительно сотрудник ГИБДД вправе воспользоваться жезлом или диском с красным сигналом, направив их на ТС. В целях привлечения внимания водителя может быть также применен световой сигнал либо звуковой (свисток). Если водителя останавливают в темное время суток, то наличие светового сигнала является обязательным условием (но с оговоркой – если такая возможность есть).

Могут ли сотрудники ГИБДД остановить ТС без причины?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к ст. 84 регламента, где указаны причины для остановки транспорта. Как правило, причинами остановки становятся:
• Нарушение водителем ПДД. Данные о нарушении могут быть получены инспектором самостоятельно или переданы ему другими сотрудниками, участниками дорожного движения, дежурным и т.д.
• Профилактические мероприятия. Часто Госавтоинспекция организует различные мероприятия, а также рейды, направленные на выявление и предотвращение нарушений.
• Нарушение закона водителем или его пассажирами. Если у инспекторов ДПС есть сведения о том, что лицо (лица), находящееся в машине, совершило преступление или правонарушение, они также вправе произвести остановку. Источником информации могут выступать ориентировки, сообщения дежурного, либо других сотрудников.
Также послужить причиной остановки могут следующие обстоятельства:
• Людей в автомобиле хотят привлечь в качестве понятых (к примеру, при досмотре другого транспортного средства или освидетельствовании на состояние опьянения).
• При возникновении ЧС (крупного пожара, аварии, утечки опасных веществ и т.д.) или иных обстоятельств, когда требуется срочно остановить машины.
• Наличие данных о том, что транспортное средство может находиться в розыске и/или оно использовалось в противоправных целях.
• Наличие данных (в том числе – визуально зафиксированных), что на машине могло быть совершено дорожно-транспортное происшествие.
• Пассажиров и/или водителя нужно опросить в качестве свидетелей.
• Если нужно временно ограничить движение, либо обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта (к примеру, кареты скорой помощи).
• Нужно проверить документы на перевозимый груз, сам автомобиль или право управления.
• Требуются люди для оказания помощи на дороге.
• Если сотрудники хотят использовать транспортное средство гражданина.
Последний пункт вызывает большое количество споров в сети, поэтому его нужно рассмотреть более подробно. Согласно п. 2.3.3. ПДД, водитель должен предоставить машину:
• Сотрудникам полиции, органов ФСБ и государственной охраны в случаях, предусмотренных законом (ст. 13 ФЗ «О полиции», ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 15 ФЗ «О государственной охране»).
• Фармацевтическим и медицинским работникам для перевозки граждан до ближайшего лечебно-профилактического учреждения, если существует угроза их жизни.
При необходимости использования ТС, сотрудник должен:
• Сообщить об этом водителю, уточнив цель и маршрут (за исключением ситуаций, когда машина нужна для преследования преступников). Разъяснить об ответственности в случае отказа.
• Управлять автомобилем должен сам водитель, но только при условии, что отсутствуют основания для его отстранения.
• После использования транспортного средства и его возврата, сотрудники должны по просьбе водителя внести соответствующую запись в путевой лист, указав: должность, фамилию, реквизиты служебного удостоверения, наименование организации, продолжительность поездки, пройденное расстояние, а фармацевтические и медработники должны предоставить талон установленного образца.
Если в результате использования автомобиля гражданина ему был нанесен ущерб, органы ФСБ и ФСО должны возместить убытки в порядке, установленном законом.
Как уже говорилось выше, лицо, отказавшееся предоставить машину, может быть привлечено к ответственности – в соответствии со ст. 12.25. КоАП. Однако, штраф за это правонарушение не столь высок и составляет 500 руб., поэтому многие предпочитают уплатить его, а не рисковать собственным автомобилем. Тем более известны случаи, когда под видом правоохранителей ТС завладевали мошенники.

Как должны вести себя водитель и сотрудник ГИБДД в случае остановки?

Конечно же, в первую очередь, после требования инспектора водителю нужно остановиться – в противном случае сотрудники ДПС вправе прибегнуть к погоне. После принудительной остановки доказать, что это не было сделано специально будет проблематично.
После остановки выходить из машины не требуется (конечно, если сотрудник впоследствии об этом сам не попросит), нужно сидеть и дожидаться инспектора. Инспектор ГИБДД, в свою очередь, должен подойти, представиться и разъяснить причину остановки. Водитель имеет право потребовать показать ему удостоверение, а сотрудник не может ему отказать.
Если целью остановки является привлечение водителя в качестве свидетеля, понятого, либо он подозревается в совершении правонарушения, то инспектор обязан разъяснить водителю его права и обязанности.
Обе стороны (как водитель, так и сотрудник ГИБДД) должны вести себя вежливо и корректно. Кроме того, инспектору не разрешается:
• Останавливать водителей в местах, где это запрещено (исключение составляют ЧС).
• Принимать от гражданина финансовые средства, предметы и вещи.
• Фальсифицировать документы.
• Вносить в документы граждан пометки, кроме мест, где они должны быть.
Если инспектор просит предъявить документы, передать их нужно в руки, а не показать их на расстоянии. Инспектор вправе выразить требование о предъявлении документов, если:
• Есть подозрения, что документы были подделаны.
• Водитель подозревается в совершении преступления или находится в розыске.
• Лицо, управлявшее автомобилем, допустило нарушение и необходимо составить протокол.
Также представитель ДПС вправе попросить водителя выйти из транспортного средства, в случае когда:
• Есть подозрения, что он употреблял алкоголь, либо запрещенные вещества.
• Требуется его помощь.
• Есть подозрения, что состояние здоровья водителя является неудовлетворительным.
• Нужно устранить нарушения, связанные с перевозкой груза.
• Действия, совершаемые водителем, представляют угрозу для сотрудника Госавтоинспекции.
• Возникла необходимость в: досмотре водителя или транспортного средства, сверке номеров кузова и/или двигателя. Также водителя могут попросить выйти из машины для совершения иных процессуальных действий.

Можно ли фиксировать общение с сотрудниками ДПС?

Сейчас в сети интернет можно увидеть большое количество роликов общения водителей с инспекторами Госавтоинспекции. Но можно ли фиксировать общение с ними?
Норма о запрете записи в регламенте отсутствует, однако, раньше там прямо указывалось, что сотрудники ГИБДД не могут препятствовать видеосъемке. Таким образом, можно прийти к выводу, что сейчас они могут запретить снимать их. Аналогичной позиции придерживаются и представители Федерации автовладельцев России, отмечающие при этом, что в случае неповиновения требованиям водитель может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 19.3 КоАП. Снимать можно, но до того момента, как инспектор не потребует прекратить.


Источник: vsvlegalgroup.ru