Когда необходимо провести обязательный аудит и в какие сроки

Сроки подачи аудиторского заключения за 2019 год

Аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью за 2019 год организации сдают не в Росстат, а в налоговую. Разберемся, изменились ли сроки подачи аудиторского заключения в 2020 году.

Сроки сдачи аудиторского заключения за 2019 год в ИФНС

Вместе с годовой бухотчетностью за 2019 год, если она подлежит обязательному аудиту, организация предоставляет в налоговый орган и аудиторское заключение.

При этом в новой форме бухгалтерского баланса компания ставит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), и если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора, ИНН и ОГРН.

Однако даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Срок подачи аудиторского заключения (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • либо вместе с годовой бухотчетностью;
  • либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение (крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным).

Это означает, что если к моменту направления в ИФНС отчетности за 2019 год аудиторская проверка не окончена, ее результаты в налоговый орган можно представить позже. На это у организации есть 10 рабочих дней после утверждения аудиторского заключения, но успеть надо до 31 декабря 2020 года.

Что нужно, чтобы аудиторское заключение приняли?

При отправке аудиторского заключения нужно обязательно соблюсти 3 правила: куда отправить, как и в каком формате.

Заключение аудитора представляют:

  • в ИФНС по месту нахождения организации;
  • в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
  • в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.

Для остальных компаний при несоблюдении вышеуказанных правил налоговая откажет в принятии заключения. А это может повлечь за собой нарушение установленных законом сроков, если организация не успеет исправить недочеты.

Чем подтвердить факт сдачи аудиторского заключения, поданного в электронном виде? По аудиторскому заключению, направленному электронно, налоговая сформирует и направит квитанцию о приемке в течение 1 рабочего дня. Квитанция, подписанная усиленной квалифицированной ЭП налогового органа, — это и есть подтверждение того, что документ принят ФНС.

Штрафы за аудиторское заключение

Если аудиторское заключение в налоговый орган не предоставлено (либо это сделано не вовремя), могут применяться штрафные санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Это тот случай, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ не поступил в ИФНС в установленные сроки. Минимальный штраф — 500 руб., максимальный — 5 000 руб.

За непроведение обязательного аудита отдельный штраф в настоящий момент не установлен (за исключением политических партий). Однако если контролирующий орган обнаружит отсутствие аудиторского заключения, например, при проведении выездной проверки, санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета:

  • от 5 000 руб. до 10 000 руб. за первичное нарушение;
  • в 2 раза выше, если нарушение допущено повторно.

Ранее Минфин выступал с инициативой о значительном повышении размера штрафных санкций, но законопроект (ID 02/04/06-18/00081866) получил отрицательную оценку Минэкономразвития, и пока санкции остались на прежнем уровне.

Выполнение требований о наличии и предоставлении аудиторского заключения теперь контролирует ИФНС, поэтому рассчитывать, что нарушение останется незамеченным, не стоит.

Подводим итоги

Если отчетность организации подлежит обязательному аудиту:

  • Аудиторское заключение за 2019 год необходимо сдать в ИФНС вместе с годовой бухотчетностью. Если к этому моменту оно не готово, — то в течение 10 рабочих дней после его подписания, но не позднее 31.12.2020.
  • В случае нарушения сроков подачи заключения организации грозит штраф до 5 000 руб., должностному лицу — до 500 руб.
  • Если будет выявлено отсутствие аудиторского заключения, могут оштрафовать на сумму до 10 000 руб. (либо до 20 000 руб. при повторном нарушении).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: blogkadrovika.ru

В какой срок проводится обязательный аудит ? Продолжительность аудита

Обязательный аудит проводится по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Т.е. за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. С отчетности за 2019 год аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности должно быть представлено в ГИР БО, который ведет налоговая служба. При этом, ООО рекомендуется представить аудиторское заключение в ИФНС не позднее 15 мая, а ОА для того, что бы аудиторское заключение было размещено в ГИР БО не позднее 15 июля.

В большинстве случаев, организации должны пройти обязательный аудит до 31 декабря года следующего за отчетным для предствления контрольного экземпляра аудиторского заключения в государственный орган.

Сроки проведения обязательного аудита определяются сторонами договора. В каждом конкретном случае, сроки определяются исходя из объема работ необходимых для уверенного формирования мнения о достоверности отчетности. И зависит от множества факторов (объем документооборота, удаленность компании, оперативность получения ответов, готовность бухгалтерской отчетности и т.д.). Поэтому, срок проверки может быть от 5 до 60 рабочих дней.

Как правило, организации стараются пройти обязательный аудит до сдачи годовой отчетности в налоговую ( за 2019 год до 1 апреля 2020 г. ).

В этом случае, проверка может проводиться в два этапа и начинаться за 4-5 месяцев до получения аудиторского заключения (за 2019 год срок может быть – с октября 2019 по март 2020 г.).

Читайте также:  Ходатайство о смене подсудности образец

Но это не означает, что все это время аудиторы будут в вашем офисе. Как правило, в вашем офисе аудиторы выполняют только те процедуры, которые могут быть произведены только на месте (осмотр, наблюдение за проведением инвентаризации, опросы работников, работа с первичными документами и др.). Большую часть аналитической работы аудиторы выполняют на своем рабочем месте.

Если организация небольшая и аудит проходит в один этап, то срок от начала аудита до выдачи аудиторского заключения может быть от 5-ти дней при условии полной готовности отчетности и подтверждающих документов . Но лучше не затягивать до последнего, а начать аудит в начале февраля, так как у вас будет время спокойно внести исправления в случае выявления недочетов и ошибок.

При определении срока, мы учитываем и сроки установленные законодательством для представления отчетности в контролирующие органы и срок, в течении которого должна быть раскрыта информация на федресурсе о проведенном аудите.

Так например, представительства иностранных НКО должны предоставить аудиторское заключение в Минюст до 1 апреля, НКО иностранные агенты представляют аудиторское заключение до 15 апреля. В этом случае, лучше начинать аудит с конца января.

Те кто не спешит с получением аудиторского заключения могут пройти обязательный аудит до конца года, так что бы успеть до 31 декабр я предоставить аудиторское заключение в налоговую инспекцию для публикации в ГИР БО. Как правило, в этом случае аудит проходит в “холодный сезон” с мая по октябрь. Организация в этом случае сможет сэкономить на стоимости аудиторских услуг, так как правило в это время аудиторские организация представляют скидки до 30 % от стоимости в “жаркий сезон” (с 1 февраля по 30 апреля).

Не забудьте, что сведения о проведенном обязательном аудите подлежат раскрытию не позднее 3-х рабочих дней с даты получения аудиторского заключения.

Источник: xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Читайте также:  Срок обжалования решения суда по гражданскому делу

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Источник: nalog-nalog.ru

Обязательный аудит

В каких случаях проведение аудита является обязательным? В какие сроки проводится аудит?

Перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ

Кто подпадает под обязательный аудит?

Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

1) по организационно-правовой форме компании:

  • обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО). Основание – пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.
  • При этом законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ)

2) при осуществлении определенных видов деятельности:

  • обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ). Основание – пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

3) по установленным показателям финансово-экономической деятельности:

  • обязательному аудиту подлежат компании.
  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.Основание – пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ.

4) при осуществлении компаниями определенных действий:

  • обязательному аудиту подлежат компании:
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения. Основание – пп.2 и пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ

5) в иных случаях, установленных федеральными законами:

  • обязанность проведения аудита в ряде случаев закреплена положениями федерального закона. Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда – Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Сроки проведения аудита

Cроки представления аудиторского заключения должны быть согласованы с экономическим субъектом и связаны со сроками представления аудиторского заключения в контролирующие органы.

Напомним, что п.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Читайте также:  Письмо о приеме на ответственное хранение

Источник: rosco.su

Ежегодный аудит: сроки и ответственность

Организация (ЗАО) подлежит обязательному ежегодному аудиту. Сумма активов, отраженная в бухгалтерском балансе, превышает 60 млн. руб. Какие сроки установлены для проведения ежегодного обязательного аудита? Может ли организация не проводить аудит? Какая установлена ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита?

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон N 307-ФЗ)).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат организации, у которых объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская проверка, не утвержден.
В то же время п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять:

– квартальную бухгалтерскую отчетность – в течение 30 дней по окончании квартала;

– годовую бухгалтерскую отчетность – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. “г” п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.

Таким образом, аудиторская проверка организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года (постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 N А64-5050/06-15).

В рассматриваемой ситуации бухгалтерская отчетность за 2010 год должна быть представлена не позднее 31.03.2011, следовательно, аудиторская проверка организации должна быть назначена и проведена до наступления указанной даты, в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета*(1).

В настоящее время ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита прямо не установлена. Однако в случае невыполнения требования о проведении такого аудита организация может быть привлечена к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанности по представлению бухгалтерской отчетности.

Как было отмечено ранее, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности. Одной из обязанностей налогоплательщика, установленных п. 1 ст. 23 НК РФ, является представление по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Таким образом, организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана в установленные законом сроки представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью.

Следует учитывать, что согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной им в постановлении от 01.04.2003 N 4-П, аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, ст. 126 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме этого, непредставление в налоговый орган в установленный срок бухгалтерской отчетности влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 300 до 500 рублей (часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ). При этом в соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ уплата штрафа не освобождает организацию от обязанности представить соответствующую отчетность.

Статьей 61 ГК РФ предусмотрена возможность принудительной ликвидации в судебном порядке организаций, которые допускают в своей деятельности неоднократные или грубые нарушения закона.

Требование о ликвидации юридического лица по этому основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Соответствующие полномочия предоставлены и налоговым органам (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I “О налоговых органах Российской Федерации”). Поэтому неоднократное неисполнение обществом обязанности по проведению обязательного аудита и представлению соответствующего заключения в составе бухгалтерской отчетности может послужить основанием для предъявления налоговым органом иска о принудительной ликвидации организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Горностаев Вячеслав

8 февраля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: www.audit-it.ru