Резерв по отпускам право или обязанность

Резерв по отпускам право или обязанность?

В бухгалтерском учете формирование резерва по отпускам стало обязательным для всех организаций со вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учету “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

Резерв могут не создавать только субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированных некоммерческих организаций.

В бухгалтерском учете резерв по отпускам как и резерв по любым другим оценочным обязательствам создается с целью равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода.

Что касается налогового учета, организация вправе выбирать, формировать резерв или нет.

В ПБУ 8/2010 прямо не поименовано, что именно надлежит относить к оценочным обязательствам. Обязательство должно быть признано оценочным и создаваться в бухгалтерском учете при соблюдении определенных условий.

Кратко прокомментируем каждый из критериев, чтобы убедиться, что действительно резерв по отпускам является оценочным обязательством.

Во-первых, в силу положений трудового законодательства у организации существует обязанность перед своими работниками. По истечении шести месяцев непрерывной работы у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а у организации соответственно обязанность предоставить отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114, ст.122 ТК РФ). Избежать исполнения данной обязанности работодатель не может, иначе будет привлечен к ответственности.

Во-вторых, исполнение данного обязательства приведет к определенному оттоку денежных средств, организация выплатит сотрудникам отпускные, т.е. понесет расходы.

В-третьих, величина данного оценочного обязательства – резерва по отпускам может быть обоснованно оценена.

Как именно оценить данное обязательство в российских стандартах бухгалтерской отчетности не закреплено.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (п.7 ПБУ 1/08).

Соответственно, в части методики формирования резерва у компаний есть свобода выбора. Организация должна разработать свою методику и прописать ее в учетной политике или ином локальном акте организации.

Утвержденная методика формирования резерва служат документальным подтверждением обоснованности оценки резерва. Это позволит избежать вопросов, споров с контролирующими органами.

Подтверждением обоснованности формируемого резерва служит также расчет предстоящих расходов по отпускам. Он может вестись автоматически в программе или рассчитываться вручную. Расчет должен составляться на основании первичных документов, например, положений об оплате труда, штатного расписания, графика отпусков, данных кадрового учета.

Оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству.

Основная сумма оценочного обязательства по отпускам рассчитывается как произведение количества неиспользованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев.

Итак, что именно, необходимо прописать в учетной политике?

Во-первых, надо определиться будете ли вы создавать резерв по каждому сотруднику или по всем сотрудникам в целом. В первом случае для определения резерва для всей организации суммируем резервы по всем работникам.

Во-вторых, необходимо закрепить в учетной политике периодичность отчислений. Существует два варианта:

· делать периодические отчисления – ежеквартально;

· создать резерв, исходя из количества «неотгулянных» сотрудниками дней отпуска на конец каждого месяца.

В-третьих, стоит прописать, будете ли вы при формировании резерва основную сумму оценочного обязательства увеличивать на сумму обязательных отчислений в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, на медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве.

В-четвертых, надо выбрать период за который будет рассчитываться среднедневной заработок и какие выплаты при расчете будут учитываться. На наш взгляд, расчет следует осуществлять с учетом установленной методики расчета среднего заработка.

Таким образом, в настоящее время у организации пока существует право разработать в зависимости от своих возможностей и потребной наиболее оптимальную для себя методику.

Идеальным вариантом было бы формирование резерва по итогам каждого месяца по всем работникам исходя из количества заработанных ими за этот месяц дней отдыха и среднего заработка. Но это очень трудоемко.

Сейчас создаются программы, позволяющие автоматизировать данный процесс, но это требует дополнительных затрат.

Можно установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета создание предстоящих расходов на оплату отпусков в соответствии со ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ.

По результатам отчетного периода фактически начисленные суммы отпускных могут расходиться с суммой сформированного резерва за данный год.

Поэтому, по истечении отчетного периода необходимо провести инвентаризацию резерва по отпускам.

По результатам инвентаризации возможны два варианта:

1) отпуск в текущем году не полностью использован работником – сумма резерва на оставшиеся дни переносится на следующий год.

2) выявлен недостаток резерва – необходимо сделать доначисления и включить их в расходы на оплату труда.

Уточнение производится исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда.

Источник: listik-uc.ru

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Является ли обязательным создание резерва на предстоящую оплату отпускных? Если да, какие санкции предусмотрены, если резерв не создан?

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”>

Подробности Категория: Консультации экспертов ГАРАНТа Опубликовано: 25.04.2013 00:00


Обязанность организации по созданию резерва на предстоящую оплату отпусков работникам

Прежде всего отметим, что п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предоставляющий право организации создавать резервы, в том числе на предстоящую оплату отпусков работникам, отменен приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н (далее – Приказ N 186н). Приказ N 186н вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года (п. 3 Приказа N 186н).

Вместо понятия “резерв на оплату отпусков” законодатель, руководствуясь положениями МСФО, ввел понятие оценочного обязательства. Порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций регулируется ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (далее – ПБУ 8/2010). Данное ПБУ применяется начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год (п. 3 приказа Минфина России от 13.12.2010 N 167н).

Исключения, на которые не распространяются положения ПБУ 8/2010, перечислены в п. 2 ПБУ 8/2010. Кроме того, исключение составляют малые предприятия, которые могут не применять ПБУ 8/2010 (п. 3 ПБУ 8/2010). Других исключений для неприменения указанного ПБУ не предусмотрено.

Оценочное обязательство может возникнуть, в том числе, из норм законодательных и иных нормативных правовых актов (п. 4 ПБУ 8/2010).

Согласно п. 5 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

В соответствии со ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В свою очередь, положения ст. 165 ТК РФ предусматривают, что установленные ТК РФ гарантии предоставляются работникам и при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Следовательно, расходы в виде отпускных представляют собой обязательство работодателя по отношению к работнику, предусмотренное ТК РФ. В отношении такого обязательства, по нашему мнению, выполняются условия признания его оценочным. Специалисты Минфина России также считают, что обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ являются оценочными обязательствами (письмо Минфина России от 14.06.2011 N 07-02-06/107 (размещено на сайте http://pro-ficit.ru/index.php?option=com_content&;view=article&id=1043)).

В бухгалтерском учете резерв на оплату отпусков формируется на счете 96 “Резервы предстоящих расходов”. Резервирование сумм отпускных отражается по кредиту счета 96 в корреспонденции с тем счетом, на котором отражена заработная плата соответствующей категории работников. Создавая резерв, затраты по выплате отпускных производятся за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в затраты текущего месяца не включаются. Вместо этого в течение календарного года в составе затрат учитываются отчисления в резерв на оплату отпусков.

В налоговом учете создание резервов на оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет регулируется ст. 324.1 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/1/222):

  • отразить принятый способ резервирования,
  • определить предельную сумму отчислений,
  • установить ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Читайте также:  Непредоставление отпуска по графику . Ежегодные отпуска. Типичные

Прежде чем сформировать резерв на предстоящую оплату отпусков, необходимо составить смету, в которой должен быть отражен размер ежемесячных отчислений в резерв исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая взносы на обязательное социальное страхование начисляемые на эти выплаты. В случае создания налогоплательщиком резерва суммы фактически начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы отпускных необходимо списывать за счет указанного резерва (письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116).

Процент отчислений в резерв на оплату отпусков определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Отчисления в резерв на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255, п. 2 ст. 324.1 НК РФ) ежемесячно (п. 4 ст. 272 НК РФ). Далее фактически причитающиеся к выплате суммы отпускных не включаются в расходы, а списываются за счет резерва. При этом суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с трудовым законодательством РФ, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/4/29).

Ответственность

Пунктом 8 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” установлено, что данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию; объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта.

Одним из видов налоговых правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ, является грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. В соответствии с п. 1 этой статьи совершение данного правонарушения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей, а в случае, если они повлекли занижение налоговой базы, – в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п.п. 2, 3 ст. 120 НК РФ).

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Таким образом, если неприменение организацией ПБУ 18/02 приведет к искажению сумм начисленных налогов и (или) любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более, на руководителя организации возможно наложение штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Указанные санкции можно применить только в течение двух месяцев с момента предоставления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Данное нарушение не является длящимся, сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении исчисляются с момента предоставления некорректной отчетности, а не с момента обнаружения нарушения (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Шпилевая Ольга

Источник: otchetonline.ru

Тема: Резерв на оплату отпусков – обязательство или право?

Опции темы
Поиск по теме

Резерв на оплату отпусков – обязательство или право?

Часто приходится слышать мнение, что создание резерва на оплату отпусков обязательно. Но встречается и противоположные мнения, например:

24.01.2012
Резерв на отпуск: наше мнение

Отмена п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н) и одновременное введение нового ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” (утв. Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н) создала в умах многих специалистов коллизию, что теперь компании утратили право выбора создавать резерв на оплату отпусков или нет, а получили обязанность признавать в бухгалтерском учете оценочные обязательства организации по оплате ежегодных отпусков своим работникам. Проще говоря, резервы по оплате отпусков теперь обязательны для всех и создаются они по правилам ПБУ 8/2010.

Так ли это на самом деле?

Начнем с самой сути отпускных. С учетом статей 114, 129, 136 ТК РФ оплату отпуска следует рассматривать как вознаграждение за труд, т.е. часть заработной платы. Следовательно, отпускные нужно признать оплатой труда работника. А в соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 “Расходы организации” затраты на оплату труда являются расходами по обычным видам деятельности.

Вернемся к ПБУ 8/2010. В пп. «а» п. 2 данного ПБУ сказано, что оно не применяется в отношении договоров, по которым по состоянию на отчетную дату хотя бы одна сторона договора не выполнила полностью своих обязательств. Разве на отчетную дату обязательства работника и работодателя по трудовому договору полностью выполнены? Конечно, нет.

Уже только по этим основаниям можно смело утверждать, что в отношении трудовых договоров ПБУ 8/2010 не применяется. Кроме того, не следует забывать главную причину, по которой в прежние годы существовал резерв на выплату отпускных: он позволял равномерно учитывать в себестоимости продукции расходы на оплату отпускных, что немаловажно на предприятиях с выраженной сезонностью деятельности. Именно поэтому формирование резерва было правом, а не обязанностью организации.

Теперь про МСФО (куда ж без них!). ПБУ 8/2010 «срисовано» с МСФО (IAS) 37 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы”, в пункте 5 “d” которого прямо указано, что он не распространяется на вознаграждения работников.

Наконец, если придерживаться того, что резерв под отпускные должен признаваться по правилам ПБУ 8/2010, то следует признать, что делать это придется по каждому работнику отдельно (ведь обязательство существует не перед коллективом вообще, а перед каждым его членом). А сумма будет меняться ежемесячно. Понятно, что такой трудоемкий способ «не лезет ни в какие ворота» с учетом требования п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” о необходимости рационального ведения бухгалтерского учета (принцип рациональности).

Итак, что в итоге? Если организация ранее создавала резерв на выплату отпускных (например, для равномерного признания расходов в себестоимости), она может смело продолжать делать это и дальше, поскольку такой резерв по-прежнему есть в Инструкции по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) и в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49). Порядок создания резерва следует прописать в учетной политике.

Если же организация не создавала резерв на отпуск, ПБУ 8/2010 никоим образом не обязывает ее это делать.

Читайте также:  Если в страховке вписаны старые права

так кто-же прав? и какого мнения придерживаетесь лично Вы?

Источник: forum.klerk.ru

Создание резервов – право или обязанность?

Организация осуществляет торговую деятельность. Аудиторы настаивают на создании резервов на выплату бонусов сотрудникам, выплату компенсаций за неиспользованные отпуска при увольнении и по сомнительным долгам. Обязана ли организация создавать резервы для целей бухгалтерского (финансового) учета или это является ее правом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, создание резерва по сомнительным долгам, а также резерва по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск является правом, а не обязанностью организации.

Что касается резерва на выплату бонусов, то его создание зависит от условий выплаты и т.п.

Информацию об условных обязательствах, в отношении которых не созданы резервы, организации следует отразить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Обоснование вывода:

Действительно, п. 70 и п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России N 34н от 29.07.1998 (далее – Положение), устанавливают, что организации могут создавать, например, резервы сомнительных долгов, резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год и т.п.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации также следует учитывать и нормы ПБУ 8/01 “Условные факты хозяйственной деятельности” (далее – ПБУ 8/01).

Так, п. 4 ПБУ 8/01 предусматривает, что последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные обязательства или условные активы.

Пункт 6 ПБУ 8/01 указывает, что для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:

– существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы в порядке, установленном в п. 8 и 9 ПБУ 8/01;

– возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке.

В свою очередь, п. 8 ПБУ 8/01 определяет, что организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации при одновременном наличии следующих условий:

– существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации.

Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации;

– величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

При этом данный пункт именно обязывает организацию создавать резервы в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день два указанных выше нормативных акта противоречат друг другу.

В таком случае, на наш взгляд, следует воспользоваться разъяснениями Минфина России, данными в письме от 23.08.2001 N 16-00-12/15, в котором сотрудники данного ведомства отметили, что Положение и ПБУ являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня в системе правовых актов РФ. Поэтому в случае коллизии нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед актом, вступившим в силу ранее первого.

Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что требования ПБУ 8/01 имеют приоритет перед нормами Положения.
Данную точку зрения подтверждает и п. 2 ПБУ 8/01, который предусматривает, что данное Положение может не применяться только субъектами малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства – эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Соответственно, организация обязана применять ПБУ 8/01 и обязана отражать в отчетности информацию об условных фактах хозяйственной деятельности.

Для создания в учете резерва, во-первых, должны иметь место условные факты хозяйственной деятельности; во-вторых, в отношении условных обязательств организации должны одновременно выполняться условия, поименованные в п. 8 ПБУ 8/01.

Пункт 3 ПБУ 8/01 определяет, что условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

Так, резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации (п. 70 Положения).

В этой связи полагаем, что организации известна как величина задолженности, не погашенной в срок, так и период истечения срока ее исковой давности.

Поэтому истечение срока исковой давности, на наш взгляд, нельзя отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Следовательно, в отношении резерва по сомнительным долгам нормы ПБУ 8/01 не применяются.

Поэтому при ответе на вопрос, является ли создание резерва по сомнительным долгам не правом, а обязанностью организации, на наш взгляд, следует руководствоваться требованиями п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”.

Значит, при принятии решения о создании резерва следует учитывать принципы полноты, осмотрительности, рациональности и т.п.

Так, принцип осмотрительности предполагает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, и недопущение создания скрытых резервов. Иными словами, если существует вероятность получения убытка (в данном случае – неполучения долга), этот убыток должен быть зафиксирован в бухгалтерской отчетности. Одним из методов отражения в отчетности вероятных убытков является создание резервов по сомнительным долгам.

Вместе с тем учетная политика также должна обеспечивать рациональное ведение учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Таким образом, при решении вопроса о создании резерва по сомнительным долгам, на наш взгляд, необходимо все же исходить из существенности сумм и из экономической целесообразности создания такого резерва.

Необходимо принимать во внимание также и п. 6.3.4 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.), который указывает, что при формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Соответственно, по нашему мнению, нормативные акты по бухгалтерскому учету на сегодняшний день не дают однозначного ответа является ли создание резерва по сомнительным долгам правом или обязанностью организации.

Представляется, что окончательное решение надо принимать на основании анализа размеров дебиторской задолженности, сроков и вероятности ее погашения и т.п.

При этом, по мнению работников налоговых органов, создание организацией резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете является правом организации (письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).

В отношении выплат увольняющимся сотрудникам, на наш взгляд, существует неопределённость, и выплату компенсаций за неиспользованные отпуска можно отнести к условным фактам хозяйственной деятельности.

Однако, так как организация не располагает данными относительно количества сотрудников, планирующих уволиться в течение 2010 года, то величина обязательства не может быть оценена достоверно.

В таком случае представляется, что создание резерва на выплату компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников также не носит обязательный характер.

В отношении резерва на выплату бонусов сотрудникам представляется, что перечень сотрудников, получающих бонусы, а также их величина и условия их предоставления могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации.

Тогда организация принимает решение, относится ли данная выплата к условным фактам хозяйственной деятельности.

Если выплата бонусов зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий (например получение обществом прибыли, выполнение плана по размеру выручки и т.п.), то данная выплата соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности и при выполнении условий, поименованных в п. 8 ПБУ 8/01 организация обязана создавать резерв.

Если же данная выплата не соответствует понятию условного факта хозяйственной деятельности (размер бонусов зафиксирован и не зависит от определенных условий), то тогда организация вправе, а не обязана создавать резерв под выплату бонусов сотрудникам.

В соответствии с п. 13 ПБУ 8/01, если в отношении условных обязательств не выполняются требования п. 8 ПБУ 8/01, то резерв в связи с условными обязательствами не создается, а информация о таких обязательствах подлежит раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Читайте также:  Порядок оформления земельного участка в собственность: пошаговая инструкция

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник: www.audit-it.ru

Как рассчитать резерв отпусков

Что такое резерв на оплату отпусков

Резерв по отпускам в бухгалтерском учете — это обязательство, позволяющее оценить и подтвердить действительное наличие ответственности учреждения по выполнению трудовых гарантий перед сотрудниками на отчетный день в периоде. Правила установлены в ПБУ 8/2010, утвержденных Приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н и ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Кто обязан создавать

Начисление резерва на оплату отпусков обязаны осуществлять все существующие учреждения. Исключением являются организации, которым разрешено ведение упрощенного учета:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта Сколково.

Это означает, что такие компании вправе не формировать финансовый запас на отпускные в бухучете, а могут отнести финансы непосредственно на счета по текущим затратам.

Как часто формировать

Созданный денежный запас отражает обязательства перед сотрудниками, касающиеся оплаты отдыха на дату отчета (п. 15 ПБУ 8/2010). Его надо формировать как минимум раз в год (на заключительный день — 31.12). Если вы предоставляете и годовую, и квартальную отчетности, создавайте запас на заключительный день каждого квартала.

В целом допустимо формировать его на заключительный день:

  • месяца (трудоемко, но точно);
  • квартала (для многих наиболее приемлемый вариант);
  • года (для учреждений, имеющих годовую отчетность).

Конкретный день устанавливается самим предприятием в учетной политике, которая должна быть утверждена распорядительным документом по организации.

Резерв отпусков на 2020 год формируется с учетом ранее установленных правил, так как в законодательство изменения в части начислений за дни отдыха не вносились.

Резерв в бухгалтерском учете и отчетности

Предприятия, формирующие обязательства в части оплаты отдыха, должны фиксировать этот факт в учетной политике для целей бухучета. Там же следует разъяснить алгоритм расчета.

Проводки по использованию

Формируемый запас средств подлежит отражению на субсчете «Резерв на оплату отпусков» к счету 96 «Резервы предстоящих расходов».

При его создании нужно сделать проводку по кредиту данного субсчета на сумму отчислений. Она должна быть такой, чтобы сальдо по субсчету стало идентичным рассчитанному запасу.

Резерв на оплату отпусков (проводки приведены далее) применяется при начислении денежных средств на отпускные и взносов на протяжении года.

Отражение в бухучете

Дт 20 (26, 44) Кт 96 — запас на оплату отдыха

Отпускные из средств начислены

Взносы на отпускные начислены

Учитывая, что подсчет резервируемых сумм приблизительный, этих средств может не хватить на год. При таком варианте отпускные суммы следует начислять в дебет затратных счетов. Идентично тому, как начисляется зарплата.

Резерв по отпускам в налоговом учете

Создание оценочного обязательства в налоговом учете является правом, а не обязанностью налогоплательщика. В этом основное отличие от бухгалтерского учета. Кроме того, алгоритм расчета и отражения резерва в целях исчисления налога на прибыль не предусматривает вариативности. В статье 324.1 НК РФ прописан четкий алгоритм его формирования. Он предусматривает:

  • определение процента отчислений в резерв;
  • определение резервируемой суммы на конец каждого месяца;
  • проведение инвентаризации на 31 декабря каждого года.

Подробнее методику формирования резерва в налоговом учете рассмотрим ниже (вариант 3).

Как рассчитать резерв отпусков

Алгоритм расчета предприятие выбирает самостоятельно и утверждает его в учетной политике для бухгалтерского учета. Необходимо предусмотреть:

  • периодичность отражения формирования резерва (раз в год, ежеквартально, ежемесячно);
  • порядок расчета суммы резерва.

Отдельно в учетной политике для налогового учета необходимо отразить решение организации о создании (или несоздании) резерва. И отразить правила его расчета в целях исчисления налога на прибыль.

Таким образом, учреждению нужно строго придерживаться установленных правил и норм в целях определения требующихся финансов на оплату отпускных.

Рассмотрим далее наиболее часто применяемые методики формирования резервных сумм на оплату отпусков. А приведенные примеры помогут понять, как реализовать их применение на практике.

Вариант 1: самый простой

Наиболее простой вариант — планирование суммы, аналогичной израсходованной на отдых, и взносов по страхованию в текущем году. Создается при этом методе резерв один раз — 31 декабря. Правда, обязательство в данном варианте будет превышено, так как наниматель еще не должен сотрудникам столько денег.

ООО «Компания» формирует оценочное обязательство по отпускным суммам один раз в год. За 2018 год были выплачены отпускные в размере 100 000 руб., также на них начислены страховые взносы в размере 30 200 руб. (100 000 × 30,2 %). На 31.12.2018 бухгалтер сделал проводку:

Дебет Кредит Сумма Операция
44 96 130 200 Сформирован резерв отпусков на 2020 год

При уходе сотрудника в очередной отпуск и начислении ему отпускных проводки нужно будет сделать следующие:

Дебет Кредит Сумма Операция
96 70 10 000 Начислены отпускные
96 69 3020 Исчислены страховые взносы с сумм отпускных

Этот метод является не очень правильным, поскольку не отражает реальных обязательств предприятия перед сотрудниками по отпускным выплатам. Также, так как он формируется только раз в год, не учитываются изменения в штате. В середине года может быть принято решение о сокращении численности штата или, напротив, о его резком увеличении.

Вариант 2: более точный

Второй способ заключается в следующем:

  • посчитать число неиспользованных дней у всех сотрудников на дату отражения резерва;
  • произвести расчет среднедневной зарплаты в учреждении. Например, по формуле:

  • вывести по формуле буферные средства = СДЗ × (1 + тариф взносов по совокупности) × число неиспользованных дней отдыха на дату отчета. Тариф совокупных взносов представляет сумму тарифов тех взносов, которые начисляются на зарплату.

Периодичность расчета также можно предусмотреть один раз в год, но при этом методе лучше делать перерасчет чаще: раз в квартал или даже ежемесячно.

ООО «Компания» производит расчет оценочного обязательства по отпускам на последнее число каждого квартала.

Число сотрудников (не изменялось) — 10 человек.

Сумма зарплаты за 2018 год — 2 млн. руб.

Число неотгулянных дней отпуска:

  • на 31.12.2018 — 50;
  • на 31.03.2019 — 60;
  • на 30.06.2019 — 40.
  • за 1 квартал 2020 — 20 000;
  • за 2 квартал 2020 — 40 000.

Для начала определим расчет среднего заработка:

Средний дневной заработок = 2 000 000 / 12 × 29,3 × 10 = 568,83 руб.

Остальные расчеты и проводки приведем в таблице:

  • должна быть сумма резерва 568,83 × 1,302 × 60 = 44 437,00;
  • остаток ранее начисленного резерва: 37 030,83 – 20 000 – 6040 = 10 990,83;
  • доначислен резерв: 44 437,83 – 10 990,83 = 33 447,00.

  • должна быть сумма резерва 568,83 × 1,302 × 40 = 29 627,67;
  • остаток ранее начисленного резерва: 44 437,00 – 30 000 – 9060 = 5377,00;
  • доначислен резерв: 29 627,67 – 5377 = 24 250,67.
Дебет Кредит Сумма Операция (расчет)
на 31.12.2018
44 96 37 030,83 Сформирован резерв 568,83 × 1,302 × 50 = 37 030,83.
За 1 квартал
96 70 20 000,00 Начислены отпускные за 1 квартал.
96 69 6040,00 Начислены страховые взносы 20 000,00 × 0,302 = 6040,00.
44 96 33 447,00
За 2 квартал
96 70 30 000,00 Начислены отпускные за 2 квартал.
96 69 9060,00 Начислены страховые взносы 30 000,00 × 0,302 = 9060,00.
44 96 24 250,67

Вариант 3: помогает избежать разницы между бухгалтерским и налоговым учетами

Чтобы избежать расхождений между бухгалтерским и налоговым учетами, организация может принять решение о формировании оценочного обязательства и в налоговом учете. А также утвердить в бухгалтерской учетной политике методику расчета, аналогичную той, которая установлена в статье 324.1 НК РФ. Заключается он в следующем.

Отчисления производятся каждый месяц и определяются по формуле:

Процент отчисления рассчитайте по формуле:

На конец года сумму сформированного оценочного обязательства необходимо проинвентаризировать. Для этого определяется стоимость неотгулянных отпускных дней на последний день года. Полученная сумма сравнивается с фактическим размером оценочного обязательства на конец года.

В ООО «Компания» трудится 10 человек. Средняя заработная плата на 31.12.2018 составила 20 000 руб. За январь сумма начисленной заработной платы составила 200 000 руб.

Источник: clubtk.ru