Конституционно правовой статус рима венеции и других мегаполисов италии

ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИТАЛИИ

Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.

В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д’Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. 5 областей (Трентино-Альто Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.

Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм.

В Конституции определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законы при условии, что такие законы не будут противоречить национальным интересам и интересам других областей.

Области пользуются финансовой самостоятельностью. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).

На коммуны возложены функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон.

Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению наряду с провинциальными функциями отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.

В настоящее время в Италии насчитывается 103 провинции и немногим более 8 тыс. коммун.

Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джун-ты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ

Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.

Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.

Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.

По порядку изменения Конституция Японии жесткая. Предусмотрена процедура, состоящая из двух этапов: на первом этапе Парламент вносит инициативу, причем за нее должно проголосовать не менее 2/3 общего числа членов обеих палат, второй этап – одобрение народа. Оно может быть выражено в одной из двух форм: либо в виде особого референдума, либо новым составом Парламента после выборов.

Решение о том, как будет проходить второй этап, принимает Парламент.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9527 – | 7544 – или читать все.

Источник: studopedia.ru

Статус автономий в италии

Итальянская Республика, согласно Конституции 1947 года, является единой и неделимой. Тем не менее, по Конституции же, государство признаёт местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию в зависимых от государства службах, приспосабливает принципы и методы своего законодательства к задачам автономии и децентрализации. Форму политико-территориального устройства итальянского государства правильно было бы определить как унитарное государство, основанное на территориальной автономии. С учётом ряда изменений в законодательстве Итальянской Республики, можно сказать, что политико-территориальное устройство этой страны тяготеет к федеративному. Наибольшее значение при рассмотрении данного вопроса имеет конституционный закон №3 от 18 октября 2001 года, который существенно изменил главу 5 Конституции Итальянской Республики. Представляется целесообразным рассмотреть динамику изменений конституционного законодательства Италии в данной сфере.

Ранее Конституция Итальянской Республики устанавливала деление территории государства на области, провинции и коммуны. Области представляли собой самые крупные территориальные образование в масштабе итальянского государства. Далее шли, соответственно, провинции и коммуны, которые являлись территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Провинции и коммуны, наряду с областями, считались автономными образованиями, на основании общих принципов, содержащихся в законах Республики и определяющих их функции. В девяностые годы прошлого века автономия территориальных образований низовых уровней была расширена (области получили право создавать добровольные объединения коммун во главе с девятью крупнейшими городами).

В новой редакции, согласно указанному конституционному закону, политико-территориальная структура Италии состоит из коммун, провинций, метрополитенских (крупнейших) городов, областей и Государства (под Государством здесь понимается высший уровень территориальной структуры Республики, а не сама страна).

Итак, ряд городов (метрополитенские города) выделены как особые территориальные единицы (например, статус Рима подлежит урегулированию отдельным законом Государства).

Все уровни политико-территориальной организации, таким образом, получили гарантированные автономно определённые для них статусы, основанные на конституционных принципах. Каждый из уровней организации публичной власти (от коммуны до Государства) имеет свою собственную сферу автономии (политической, финансовой, имущественной).

На общегосударственном уровне области представлены в Сенате. Кроме того, представители от областей участвуют в выборах Президента Итальянской Республики.

Области – автономные образования с собственными полномочиями и функциями согласно принципам, установленным в Конституции Итальянской Республики.

В настоящее время территория Италии состоит из двадцати областей, среди которых: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Ранее, в Конституции Италии закреплялось, что область обладает полномочиями издавать законодательные акты, при условии соблюдения общих принципов, установленных законами государства. При этом не должны нарушаться национальные интересы и интересы других областей. В настоящее время установлено, что законы областей и общегосударственный законы (принятые по своим предметам ведения) должны соответствовать Конституции Итальянской Республики, праву Европейского Союза и взятым на себя Италией международным обязательствам.

Ранее Конституция устанавливала перечень предметов ведения областей, при условии верховенства общегосударственных законов. В настоящее время установлено несколько иное разграничение предметов ведения (сфер законодательной компетенции) Государства и областей. Во-первых, установлена исключительная сфера ведения Государства (в Конституции приведён исчерпывающий перечень предметов); во-вторых, более чётко урегулирована сфера конкурирующего законодательства (подразумевается, что Государство устанавливает общие принципы в указанных предметах ведения, а области осуществляют детальное регулирование, то есть обладают полноценной законодательной компетенцией); в-третьих, в остальном, законодательное регулирование производится областями (по предметам, не входящим в первые две группы). Законодательная компетенция областей может (в некотором объёме) делегироваться провинциям и коммунам.

В сфере исключительного ведения Государства, последнему принадлежит регламентарная власть (за исключением предметов ведения, делегированных областям). В остальных сферах субъектом регламентарной власти являются области. Коммуны, провинции и крупные города обладают полномочиями в отношении их организации и осуществления возложенных на них функций.

Ранее, до реформы, было установлено, что в сферах, относящихся к областному ведению, области выполняют и административные функции (за исключением вопросов сугубо местного значения, которые могли быть переданы законами Республики провинциям, коммунам или другим местным учреждениям). Как правило, область выполняла свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам, или другим местным учреждениям, или используя их службы. Кроме того, государство могло в законодательном порядке делегировать области выполнение и других административных функций (не входящих в упомянутый выше круг предметов ведения областей). После произведённых изменений, административные функции были возложены на коммуны, за исключением тех, которые в целях их единообразной реализации вверены провинциям, метрополитенским городам, областям и Государству на основе принципов субсидиарности, дифференциации и соразмерности. Помимо собственных административных функций, коммуны, метрополитенские города и провинции могут осуществлять те, которые им переданы Государством или областями.

Читайте также:  Ходатайство о замене третьего лица

Конституция недвусмысленно указывает на финансовую автономию территориально-властных уровней (коммун, провинций, крупных городов и областей). На этих уровнях устанавливаются и взимаются собственные налоги, а также распределятся общегосударственные налоги, собираемые на их территориях. Для полноценного осуществления публичных функций территориальных единиц Государство учреждает специальный стабилизационный фонд (для территорий с недостаточными налоговыми поступлениями).

Несмотря на существенную автономию, которой отличаются области как территориальные единицы государства, им запрещено устанавливать какие-либо барьеры в экономических и иных отношениях (пошлины на ввоз, вывоз, транзит, свободное передвижение лиц и имущества). Граждане не могут быть ограничены в правах заниматься трудовой деятельностью (в том числе, находясь на службе) в любой части национальной территории.

Учитывая, всё же, что Италия – унитарное государство, становится понятным, почему в тексте Конституции установлена система органов области. Составными частями этой системы являются: областной совет, джунта, председатель джунты.

Конституция предусматривает, что области имеют статуты (уставы), которыми устанавливаются положения, относящиеся к внутренней организации и деятельности областей. Статут области принимается и изменяется областным советом абсолютным большинством его состава после двух последовательных обсуждений с интервалом не менее двух месяцев. Ранее, до реформы 2001 года предусматривалось, что устав должен утверждаться законом Республики. Если в течение трёх месяцев после его официального опубликования одна пятидесятая избирателей области, или одна пятая областных советников потребуют, он должен быть вынесен на референдум области. Статут считается одобренным и промульгируется, если за его одобрение проголосовало простое большинство от числа голосов избирателей, признанных действительными.

Ранее предусматривалось, что статут, принятый областным советом, передаётся Председателю Совета Министров, который, в свою очередь, представляет его в Парламент. Если Парламент решал, что статут не соответствует Конституции и законам Республики, или содержит положения, противоречащие общенациональным интересам, или интересам других областей, ему должно было быть отказано в одобрении. После этого, в установленный срок совет должен был принять новый статут. В настоящее время, уставы областей могут быть рассмотрены на соответствие Конституции Республики, если Правительство поставит вопрос об их конституционности перед Конституционным судом.

Областной совет осуществляет законодательную власть, а также, реализует иные функции, вверенный области Конституцией и законами. Областные советы обладают правом обращаться с законодательной инициативой в палаты Парламента. Формируются областные советы путём выборов (система выборов определяется законодательством области в пределах принципах, установленных в государственных законах Итальянской Республики).

Джунта является исполнительным органом области. Председатель джунты, в настоящее время, избирается непосредственно населением (изначально, избирался областным советом), если уставом области не предусмотрено иное. В компетенции председателя джунты находится назначение и освобождение от должности членов джунты. Им созываются заседания областной джунты. Председатель джунты представляет область; промульгирует областные законы; руководит осуществлением административных функций, делегированных государством области.

В Итальянской Республике предусмотрена возможность изменения состава политико-территориальных образований (слияние существующих областей, создание новых областей, учреждений провинций и коммун, изменение их границ). Изменения такого рода производятся на общегосударственном уровне в форме конституционных законов, принятых на основе мнения областных советов (при слиянии существующих областей), на основе мнения коммунальных советов (при образовании новых областей). Изменения могут быть произведены после одобрения таких предложений на референдуме большинством заинтересованных жителей. Возможно также отделение провинций и коммун от одной области и их присоединение к другой (при одобрении большинством населения, на основе мнения областных советов, советов провинций и коммун).

Изменение границ провинций и учреждение новых провинций в пределах одной области также возможно, оно производится в форме законов Итальянской Республики по инициативе коммун и с учётом мнения заинтересованных областей. Область также может своими законами учреждать новые коммуны на своей территории, изменять границы и названия уже существующих коммун.

Реформа конституции, проведённая в 2001 году, существенно изменила территориальную организацию итальянского государства.

Источник: helpiks.org

Конституционный суд и политико-территориальное устройство Италии

Содержание:

Конституционный суд Италии: возникновение и особенности

Послевоенные годы в Италии ознаменовались созданием Конституционного суда. Его воспринимали не в качестве органа правосудия, а как специальный контрольный орган и гарант выполнения Основного Закона.

Для Конституционного суда Италии свойственно выносить ряд решений, а именно:

  • относительно споров на тему конституционности законов, а также актов государства и области, которые имеют силу закона;
  • относительно споров компетенции между разными направлениями власти государства, между самим государством и его областями, а также между областями;
  • относительно обвинений, которые выдвинуты на основании конституционных норм против президента страны.

Стоит обратить внимание на известное дело, которое было рассмотрено в 2003 г. Конституционным судом. Данное дело было о соответствии конституционного закона страны об иммунитете, который обеспечивает неприкосновенность от судебных преследований во время действия мандата, пятерым руководителем страны, имеющим высокий ранг. Речь идет в том числе и о премьер-министре. Но в 2009 г. Конституционным судом было принято решение существенно уменьшить объем и основания иммунитета от судебных преследований государственных служащих высокого ранга. На это решение во многом повлияла общественность.

Помимо этого, Конституционным судом было принято решение о том, что допускается проводить референдумы относительно отмены действующих законодательных актов. Если же оспариваемый законодательный акт не ясен, то для Конституционного суда допускается внести в него ряд дополнительных положений.

В состав Конституционного суда входит 15 судей. Стоит отметить, что 1/3 судейского корпуса назначается президентом, другая 1/3 назначается Парламентом во время совместного заседания палат и 1/3 назначается магистратурами. Членов Конституционного суда отбирают среди ряда судей, профессоров права университетов, а также адвокатов, у которых есть стаж работы сроком от 20 лет.

Стоит отметить, что находясь на должности судьи Конституционного суда, нельзя заниматься вопросами парламентариев, членов областного совета и министров. Помимо этого, данная должность несовместима с осуществлением предпринимательской деятельности.

В Италии есть суды общей юрисдикции, сюда же входит Кассационный суд страны, ряд специализированных судов, а также единоличные мировые судьи. Административную юстицию представляет Государственный совет, который выступает в качестве не только судебного, но и консультативного органа. Для Счетного суда важно осуществлять предварительный контроль законности ряда актов правительства и дальнейший контроль выполнения бюджета страны, а также участвовать в контроле финансовой работы корпораций.

Италия: политико-территориальное устройство

На основании Конституции Италии 1947 г. Италия является единым унитарным государством. Но важно отметить, что ряд основных норм не помешали внедриться особой модели административно-территориального устройства – областному государству или государству областных автономий. Помимо этого, в Конституции закреплены два ключевых правила областного государства. Речь идет о принципе политической децентрализации и принципе автономии территориального коллектива в пределах единой страны. В практике это говорило о предоставление независимости, ряда специальных полномочий для всех территориальных коллективов (области, провинции и коммуны).

Самая крупная административно-территориальная единица Италии – это область.

Для того чтобы считаться областью, на ее территории должно проживать не меньше 1 млн. людей.

После административно-территориальной реформы было создано 20 областей, которые были наделены большой автономией. Согласно Конституции 1947г., области – это автономные образования, которые имеют законодательную, административную и финансовую самостоятельность.

Особым статусом наделены пять областей специальной автономии, которые перечислены в ст.116 Конституции. Речь идет о Трентино-Альто Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулии, Сицилии и Сардинии. Власть и управление в данных областях осуществляется на основе собственных статусов-уставов, которые регламентируют ряд вопросов относительно организации и работы области.

Другие 15 областей обычной автономии функционируют на основе Конституции и парламентских законов страны. Статусы данных областей содержат исключительно темы, которые затрагивают внутреннюю организацию региона, реализацию права инициативы и референдумов относительно законов и административных актов области, порядок опубликования областных законов.

На основании Конституции области получили полномочия, ранее входящие в компетенцию государства. В первую очередь это ряд законодательных полномочий. Также был определен ряд вопросов, по которым для области допустимо принятие собственных законодательных норм. Для законов областей недопустимо не совпадать с принципами национального правопорядка, международными обязательствами, интересами государства и иных областей. На основании ст.127 Конституции Италии, для областного закона обязательно визирование (удостоверение) правительственным комиссаром области. Но в тоже время ни правительство, ни парламент государства не могут отменить подобный закон или внести в него изменения. Оспорить их можно исключительно в Конституционном суде.

Читайте также:  Закон о запрете курения в последней редакции

В состав предмета ведения области включено множество тем, к которым относятся структура административных учреждений, которые находятся в подчинении областных властей, собственная территориальная структура, полиция, медицинские службы, музеи и др. Если есть необходимость, то для центральных органов допустимо делегировать областям и ряд других полномочий. Область может распоряжаться местными налогами и долей от государственных налогов, определяемой численностью населения и социально-экономическим потенциалом региона.

На основании ч.3 ст.118 Конституции Италии, для области на основании закона допустимо делегировать ряд административных полномочий провинциям и коммунам или же обращаться за помощью в их соответствующие службы. При делегировании происходит передача финансовых средств, а в ряде ситуаций и передача персонала или имущества для всех территориальных учреждений этой ступени или их ассоциаций.

Делегирование может производиться на конкретный срок, а также его возможно прекратить досрочно, если есть серьезные отклонения от направлений деятельности, которая установлена областью.

На основании областной реформы 1977 г. ряд административных полномочий государство передало коммунам, но за областями сохранялось право на осуществление отдельных контрольных полномочий в данном направлении. На основании закона №142, изданного в 1990 г., для областей допустимо в своих законодательных актах указывать обязательное заключение соглашений между местными органами для того, чтобы совместно осуществлять их работу, но тем не менее, только для государства возможно правомочно просить создать консорциумы местными учреждениями.

На основании законодательства Италии, провинция – это территориальная единица, которая может быть государственного или областного деления. Закон Италии «Об устройстве автономий» (1990г.) регулирует статус провинции. 200 тыс. жителей – это минимальное количество жителей провинции. Допускается создание административных округов в провинциях для того, чтобы максимально эффективно реализовать управленческие функции. На основании областных программ развития для провинции допустимо принимать свои долгосрочные программы и планы относительно развития площади. Основываясь на соответствующих программах, провинция может координировать работу коммун и самостоятельно действовать в направлении экономики, коммерции, производства, спорта, социальных сфер и т.д.

Коммуна также является одной из самых мелких административно-территориальных единиц. Так, население коммуны не должно быть меньше 10 тыс. жителей. Коммуна имеет административные полномочия в направлении социального обеспечения, эксплуатации территории и благоустройства, ее экономического роста, формирования местных индустриальных зон и землепользования.

Важно знать, что как самостоятельные политико-административные единицы, которые обладают особым статусом, на основании Закона Италии «Об устройстве автономий» (1990г.) выступают восемь больших городов Италии. Речь идет о Бари, Болонье, Венеции, Генуе, Милане, Неаполе, Риме, Турине, Флоренции.

Каждая территориальная единица Италии имеет представителей центральной власти. В областях – это правительственный комиссар, в провинциях – префект, входящий в состав Министерства внутренних дел, в коммунах – это синдик, информирующий префекта относительно состояния общественного порядка и безопасности, издающий акты относительно осуществления неотложных мер в направлении здравоохранения и гигиены, а также местной полиции. Для синдика важно вести реестр актов гражданского состояния, а также учет населения, выполнять предписания закона относительно статистики, регистрации избирателей и учета военнообязанных.

Структура органов управления областей Италии

На основании ст.121 Конституции Италии закрепляется система органов управления области, в состав которой входит областной совет, джунта (правительство), а также ее председатель. Для областного совета свойственно осуществлять законодательные функции, а также ряд административных полномочий на основании Конституции и статуса области. Для совета характерно иметь право законодательной инициативы, предлагать законодательные предложения в палаты итальянского парламента. Джунта выступает в качестве исполнительного органа областного совета. Стать членом джунты или ее председателем, можно только победив на тайном голосовании во время первого заседания областного совета. Для джунты важно представлять на рассмотрение совета ряд проектов областных планов, схем программ развития, бюджетов, а также курировать их реализацию. Для данного органа свойственно управлять областным имуществом, заключать сделки и договоры от имени области, координировать работу компаний и служб местного подчинения. Помимо этого, существует периодическая отчётность джунты перед советом.

Данная структура органов управления применима и на коммуном уровне. Речь идет о выборном коммуном совете, джунте, главе джунты и выборном мэре в коммуне.

Для провинции и коммуны возможно проводить ряд консультативных референдумов относительно тем местной важности.

Источник: zaochnik.com

Политико-территориальное устройство Италии

В административно-территориальном отношении Италия делится на области, провинции и коммуны. Автономная область представляет высший эшелон территориального деления. Области были созданы как ответная реакция против фашистского авторитаризма и центризма, существовавшего в Италии в прошлом веке после ее объединения. Областная автономия была одним из требований ХДС – католической партии.

Все области разделены на две категории – обычные и специальные. Специальных областей всего пять: Третино-Альто-Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция Джулия, в которых живут национальные меньшинства, и два острова – Сицилия и Сардиния.

Полномочия областей включают организацию своих органов, своих ведомств, установление границ коммун, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи; в их ведении находится градостроительство, туризм и гостиничное дело, охота и рыбная ловля, сельское хозяйство и леса, ремесла, городская и сельская полиция, а также другие вопросы.

Области осуществляют административную деятельность в сферах, в которых они принимают законы. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями и у них есть права, превышающие компетенцию обычных областей в специфической для каждой из них сфере.

На национальном уровне области участвуют в выборах Президента республики, обладают инициативой при проведении голосований в форме народного вето и конституционных референдумов, правом законодательной инициативы. Области создают источники права, которые распространяются на всех проживающих на их территории лиц, а также на входящие в их состав провинции и коммуны. В своих взаимоотношениях с государством области правомочны оспаривать его решения и отстаивать свою компетенцию, обращаясь в Конституционный суд. Они осуществляют опеку над провинциями и коммунами, контролируя законность их актов.

Органами областей с обычным и специальным статусом являются советы, джунты и председатели джунты. Совет со своим председателем является законодательным органом, он контролирует деятельность исполнительной власти. Джунта – исполнительный орган. Председатель джунты представляет область во внешних сношениях, промульгирует законы, издаваемые советом, и принимаемые им регламенты.

Средствами контроля со стороны совета за исполнительными Органами области являются вопросы, интерпелляции, резолюции Порицания, следственные комиссии.

Административными единицами являются провинции и коммуны. Они имеют выборные органы (советы) и органы исполнительной власти (джунты и мэр).

Провинции и коммуны обладают самостоятельностью в решении конкретных вопросов, отнесенных к их компетенции.

Области делегируют свои полномочия в сфере межкоммунальных отношений (сельское хозяйство, защита окружающей среды, водные и энергетические ресурсы, санитарная служба, дорожное строительство и транспорт и др.).

На коммуны возложены функции так называемого «прямого регулирования». Это: внутрикоммунальные территориальные разграничения, социальное обеспечение, здравоохранение, градостроительство, землепользование, включая создание местных индустриальных зон.

Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города. К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению, наряду с провинциальными функциями, отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.

Источник: studwood.ru

Конституционный суд и политико-территориальное устройство Италии

Содержание:

Конституционный суд Италии: возникновение и особенности

Послевоенные годы в Италии ознаменовались созданием Конституционного суда. Его воспринимали не в качестве органа правосудия, а как специальный контрольный орган и гарант выполнения Основного Закона.

Для Конституционного суда Италии свойственно выносить ряд решений, а именно:

  • относительно споров на тему конституционности законов, а также актов государства и области, которые имеют силу закона;
  • относительно споров компетенции между разными направлениями власти государства, между самим государством и его областями, а также между областями;
  • относительно обвинений, которые выдвинуты на основании конституционных норм против президента страны.
Читайте также:  Закон по газовому оборудованию на авто

Стоит обратить внимание на известное дело, которое было рассмотрено в 2003 г. Конституционным судом. Данное дело было о соответствии конституционного закона страны об иммунитете, который обеспечивает неприкосновенность от судебных преследований во время действия мандата, пятерым руководителем страны, имеющим высокий ранг. Речь идет в том числе и о премьер-министре. Но в 2009 г. Конституционным судом было принято решение существенно уменьшить объем и основания иммунитета от судебных преследований государственных служащих высокого ранга. На это решение во многом повлияла общественность.

Помимо этого, Конституционным судом было принято решение о том, что допускается проводить референдумы относительно отмены действующих законодательных актов. Если же оспариваемый законодательный акт не ясен, то для Конституционного суда допускается внести в него ряд дополнительных положений.

В состав Конституционного суда входит 15 судей. Стоит отметить, что 1/3 судейского корпуса назначается президентом, другая 1/3 назначается Парламентом во время совместного заседания палат и 1/3 назначается магистратурами. Членов Конституционного суда отбирают среди ряда судей, профессоров права университетов, а также адвокатов, у которых есть стаж работы сроком от 20 лет.

Стоит отметить, что находясь на должности судьи Конституционного суда, нельзя заниматься вопросами парламентариев, членов областного совета и министров. Помимо этого, данная должность несовместима с осуществлением предпринимательской деятельности.

В Италии есть суды общей юрисдикции, сюда же входит Кассационный суд страны, ряд специализированных судов, а также единоличные мировые судьи. Административную юстицию представляет Государственный совет, который выступает в качестве не только судебного, но и консультативного органа. Для Счетного суда важно осуществлять предварительный контроль законности ряда актов правительства и дальнейший контроль выполнения бюджета страны, а также участвовать в контроле финансовой работы корпораций.

Италия: политико-территориальное устройство

На основании Конституции Италии 1947 г. Италия является единым унитарным государством. Но важно отметить, что ряд основных норм не помешали внедриться особой модели административно-территориального устройства – областному государству или государству областных автономий. Помимо этого, в Конституции закреплены два ключевых правила областного государства. Речь идет о принципе политической децентрализации и принципе автономии территориального коллектива в пределах единой страны. В практике это говорило о предоставление независимости, ряда специальных полномочий для всех территориальных коллективов (области, провинции и коммуны).

Самая крупная административно-территориальная единица Италии – это область.

Для того чтобы считаться областью, на ее территории должно проживать не меньше 1 млн. людей.

После административно-территориальной реформы было создано 20 областей, которые были наделены большой автономией. Согласно Конституции 1947г., области – это автономные образования, которые имеют законодательную, административную и финансовую самостоятельность.

Особым статусом наделены пять областей специальной автономии, которые перечислены в ст.116 Конституции. Речь идет о Трентино-Альто Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция-Джулии, Сицилии и Сардинии. Власть и управление в данных областях осуществляется на основе собственных статусов-уставов, которые регламентируют ряд вопросов относительно организации и работы области.

Другие 15 областей обычной автономии функционируют на основе Конституции и парламентских законов страны. Статусы данных областей содержат исключительно темы, которые затрагивают внутреннюю организацию региона, реализацию права инициативы и референдумов относительно законов и административных актов области, порядок опубликования областных законов.

На основании Конституции области получили полномочия, ранее входящие в компетенцию государства. В первую очередь это ряд законодательных полномочий. Также был определен ряд вопросов, по которым для области допустимо принятие собственных законодательных норм. Для законов областей недопустимо не совпадать с принципами национального правопорядка, международными обязательствами, интересами государства и иных областей. На основании ст.127 Конституции Италии, для областного закона обязательно визирование (удостоверение) правительственным комиссаром области. Но в тоже время ни правительство, ни парламент государства не могут отменить подобный закон или внести в него изменения. Оспорить их можно исключительно в Конституционном суде.

В состав предмета ведения области включено множество тем, к которым относятся структура административных учреждений, которые находятся в подчинении областных властей, собственная территориальная структура, полиция, медицинские службы, музеи и др. Если есть необходимость, то для центральных органов допустимо делегировать областям и ряд других полномочий. Область может распоряжаться местными налогами и долей от государственных налогов, определяемой численностью населения и социально-экономическим потенциалом региона.

На основании ч.3 ст.118 Конституции Италии, для области на основании закона допустимо делегировать ряд административных полномочий провинциям и коммунам или же обращаться за помощью в их соответствующие службы. При делегировании происходит передача финансовых средств, а в ряде ситуаций и передача персонала или имущества для всех территориальных учреждений этой ступени или их ассоциаций.

Делегирование может производиться на конкретный срок, а также его возможно прекратить досрочно, если есть серьезные отклонения от направлений деятельности, которая установлена областью.

На основании областной реформы 1977 г. ряд административных полномочий государство передало коммунам, но за областями сохранялось право на осуществление отдельных контрольных полномочий в данном направлении. На основании закона №142, изданного в 1990 г., для областей допустимо в своих законодательных актах указывать обязательное заключение соглашений между местными органами для того, чтобы совместно осуществлять их работу, но тем не менее, только для государства возможно правомочно просить создать консорциумы местными учреждениями.

На основании законодательства Италии, провинция – это территориальная единица, которая может быть государственного или областного деления. Закон Италии «Об устройстве автономий» (1990г.) регулирует статус провинции. 200 тыс. жителей – это минимальное количество жителей провинции. Допускается создание административных округов в провинциях для того, чтобы максимально эффективно реализовать управленческие функции. На основании областных программ развития для провинции допустимо принимать свои долгосрочные программы и планы относительно развития площади. Основываясь на соответствующих программах, провинция может координировать работу коммун и самостоятельно действовать в направлении экономики, коммерции, производства, спорта, социальных сфер и т.д.

Коммуна также является одной из самых мелких административно-территориальных единиц. Так, население коммуны не должно быть меньше 10 тыс. жителей. Коммуна имеет административные полномочия в направлении социального обеспечения, эксплуатации территории и благоустройства, ее экономического роста, формирования местных индустриальных зон и землепользования.

Важно знать, что как самостоятельные политико-административные единицы, которые обладают особым статусом, на основании Закона Италии «Об устройстве автономий» (1990г.) выступают восемь больших городов Италии. Речь идет о Бари, Болонье, Венеции, Генуе, Милане, Неаполе, Риме, Турине, Флоренции.

Каждая территориальная единица Италии имеет представителей центральной власти. В областях – это правительственный комиссар, в провинциях – префект, входящий в состав Министерства внутренних дел, в коммунах – это синдик, информирующий префекта относительно состояния общественного порядка и безопасности, издающий акты относительно осуществления неотложных мер в направлении здравоохранения и гигиены, а также местной полиции. Для синдика важно вести реестр актов гражданского состояния, а также учет населения, выполнять предписания закона относительно статистики, регистрации избирателей и учета военнообязанных.

Структура органов управления областей Италии

На основании ст.121 Конституции Италии закрепляется система органов управления области, в состав которой входит областной совет, джунта (правительство), а также ее председатель. Для областного совета свойственно осуществлять законодательные функции, а также ряд административных полномочий на основании Конституции и статуса области. Для совета характерно иметь право законодательной инициативы, предлагать законодательные предложения в палаты итальянского парламента. Джунта выступает в качестве исполнительного органа областного совета. Стать членом джунты или ее председателем, можно только победив на тайном голосовании во время первого заседания областного совета. Для джунты важно представлять на рассмотрение совета ряд проектов областных планов, схем программ развития, бюджетов, а также курировать их реализацию. Для данного органа свойственно управлять областным имуществом, заключать сделки и договоры от имени области, координировать работу компаний и служб местного подчинения. Помимо этого, существует периодическая отчётность джунты перед советом.

Данная структура органов управления применима и на коммуном уровне. Речь идет о выборном коммуном совете, джунте, главе джунты и выборном мэре в коммуне.

Для провинции и коммуны возможно проводить ряд консультативных референдумов относительно тем местной важности.

Источник: zaochnik.com