Локальный акт по квоте для инвалидов
Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов
Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.
Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.
Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.
Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.
Кто составляет
Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.
Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.
Составные части приказа
Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:
- Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
- Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
- Город и дату.
После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:
- Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
- Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
- Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
- Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
- Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
- Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
- Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
- На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.
Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.
Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.
Положенные льготы
Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:
- Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
- В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
- Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
- Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
- Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.
В принципе, требования не очень жесткие.
К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.
Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.
В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:
- Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
- Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
- Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.
Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.
Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.
Источник: assistentus.ru
Локальный нормативный акт по квотам для инвалидов
Локальный нормативный акт по квотам для инвалидов
Дискуссия на форуме
А Изменения к Закону недавно приняты.
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ: работодатели обязаны
ежемесячно информировать службу занятости о созданных или выделенных
рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с
установленной квотой. Также они должны принять локальные нормативные
акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять
сведения о них органам занятости.
И нам уже велели в конце апреля принести локальный нормативный акт в
произвольной форме. Составила приказ об утверждении положения по
квотированию мест для инвалидов, само положение тоже сочинила (с
законов пособирала). А как вы делаете?
Б А мы просто оформили приказ по организации, также указали все ссылки
на законы. Приказ – это ведь тоже локальный нормативный
(распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения
основных и оперативных задач.
В Не думаю, что это верно. Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ локальные
нормативные акты – это документы, содержащие нормы трудового права,
конкретизированные для регулирования трудовых отношений у данного
А приказ – организационно-распорядительный документ, поручающий
конкретным должностным лицам работодателя предпринять конкретные
действия (в том числе по исполнению локальных нормативных актов) в
конкретные сроки для достижения конкретных результатов.
Б Почему вы считаете, что приказ по предприятию, издаваемый
руководителем для решения основных и оперативных задач, не является
локальным нормативным актом? Приказ, который мы оформили, и содержит
нормы трудового права, и конкретизирует регулирование трудовых
отношений. Все зависит от содержания документа. В Федеральном законе
нет обязательной ссылки на создание конкретного положения.
Давайте разберемся, какую форму может иметь локальный нормативный акт, содержащий положения по квотированию рабочих мест.
Трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 Трудового кодекса РФ).
ТК РФ не содержит определения локальных нормативных актов, однако в теории трудового права под локальными нормативными актами понимаются принимаемые работодателем акты, которые содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
Такие акты вправе принимать почти все работодатели (ст. 8 ТК РФ), в некоторых случаях закон прямо предусматривает необходимость утверждения локальных нормативных актов (так, приведенная первым участником дискуссии норма Федерального закона N 11-ФЗ обязывает работодателя принять локальный нормативный акт, содержащий информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой).
Трудовой кодекс не устанавливает требований к форме локального нормативного акта, поэтому работодатель определяет ее самостоятельно. Среди самых распространенных форм таких актов – положение, правила и инструкция. Возможен и локальный нормативный акт в форме приказа, изданного руководителем организации; как правило, это случаи, не требующие дополнительного утверждения и согласования.
Поэтому правовые нормы по квотированию мест для инвалидов вполне правомерно могут содержаться в такой форме локального акта, как приказ руководителя.
Обязательных требований к локальному нормативному акту, содержащему информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, законом не установлено. Полагаем, что среди содержащихся в нем норм должны быть указания на профессии (должности) по таким рабочим местам, тарифные разряды (категории), характер и режим работы, система оплаты труда и ее размер и т. п.
Источник: hr-portal.ru
Приложение N 2. Форма N 1-КИ. Информация о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалида, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Республики Крым
от 23.01.2015 г. N 17
Периодичность – ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Представляют работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым, в государственное казенное учреждение центр занятости населения по месту осуществления деятельности (почтовым отправлением, электронной почтой, с использованием Интернет-технологий, системы “Электронный работодатель” или средств факсимильной связи)
В территориальное отделение Государственного казенного учреждения Республики Крым “Центр занятости населения” в муниципальном образовании
исх. N _____, от _________
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым 23.01.2015 г. N 17
Полное наименование юридического лица/индивидуального предпринимателя
Адрес фактического места нахождения и (или) адрес рабочего места
Электронный адрес, факс, контактный телефон
Фамилия, имя, отчество представителя работодателя
Организационно-правовая форма юридического лица
Форма собственности (государственная, муниципальная, частная, иная)
Информация
о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалида, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
за ____________________ 201 ___ г.
В том числе специальные рабочие места
Среднесписочная численность работников за отчетный период (по месяцам) всего, человек
из них работают на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда), человек
Среднесписочная численность работников, используемая для расчета квоты (среднесписочная численность работников за вычетом численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда), человек (стр. 1 – стр. 2)
Количество рабочих мест, подлежащих квотированию (единиц) всего, в т.ч.:
– работодателям с численностью от 35 и не более 100 человек
– работодателям с численностью более 100 человек
Кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты на конец отчетного периода (единиц),* в т.ч.:
создана инфраструктура, необходимая для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам
Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.), в т.ч.:
Источник: base.garant.ru
Перечень требований к нормативному акту о рабочих местах для инвалидов
1. Каковы требования к нормативному акту, содержащему сведения о рабочих местах, выделенных для инвалидов?
2. Может ли данным документом быть приказ?
3. Все ли места, на которых работают инвалиды, должны быть учтены в данном приказе?
Обязательных требований к локальному нормативному акту , содержащему информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой , действующим законодательством не установлено (приказ также является локальным нормативным актом).
По нашему мнению, среди содержащихся в нем норм должны быть указания на профессии (должности) по таким рабочим местам, тарифные разряды (категории), характер и режим работы, систему оплаты труда и ее размер и т.п.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
Смысл создания или выделения рабочих мест в счет квоты состоит в том, что данное рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников – в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других лиц, которые не являются инвалидами.
Обязательных требований к локальному нормативному акту, содержащему информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, не установлено действующим законодательством. По нашему мнению, среди содержащихся в нем норм должны быть указания на профессии (должности) по таким рабочим местам, тарифные разряды (категории), характер и режим работы, систему оплаты труда и ее размер и т.п.
«__» _______ 2013 г. N ______
О квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона
от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», Законом Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ «О
квотировании рабочих мест» и распоряжением Комитета по труду и занятости
населения Московской области от 28.12.2012 N 70-р «Об установлении
минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства
1. Выделить (создать) в _______________________________________________
___________________ рабочих мест для трудоустройства инвалидов по следующим
из них ______________ специальных рабочих мест по должностям:
2. _______________________________________________________ организовать
(должность, Ф.И.О. ответственного должностного лица)
специальные квотируемые рабочие места в соответствии с требованиями статьи
22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30
Санитарные правила 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
(должность, Ф.И.О. ответственного должностного лица)
Руководитель организации _______________________
![]() |