Право на уважение человеческого достоинства

Право на уважение человеческого достоинства

Человеческому достоинству уделяется повышенное внимание по следующим причинам: во-первых, оно принадлежит каждому от рождения и не зависит от принадлежности к гражданству государства; во – вторых, является базисом для многих конституционных прав и свобод; в – третьих, выступает в качестве действенной гарантии не только для конституционных прав, но и прав, закреплённых отраслевым законодательством.

Конституция РФ 1993 года оказала важную роль в возвышении идеи достоинства личности, установив, что оно охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам (ст. 21). Однако, Конституция не закрепила определения человеческого достоинства.

Характеризуя этимологическое содержание слова «достоинство» отметим, что это «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»[1]. Г. Гегель отмечал, что уважать достоинство человека должно не только государство, но и отдельные лица[2].

Следует согласиться с позицией В.В. Невинского, указывающего, что достоинство человека – это неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами других людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве[3].

Необходимо отметить, что достоинство личности включает в себя внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, внимательное, чуткое, этическое отношение со стороны органов государства.

Итак, достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность[4].

Достоинство принадлежит человеку от рождения, неотчуждаемо и непередаваемо, даже в науке справедливо подчёркивается, что оно должно признаваться даже за пределами биологической жизни человека – зародыша (эмбриона) и трупа человека. Например, проблемы искусственного оплодотворения, прерывание беременности женщины, защита чести и достоинства умершего. Возможность принятия достойной смерти также важная гарантия человеческого достоинства.

Известно много реальных событий, подобных указанным в легенде о царе Афин – Эгее. Царь отправив сына Тесея на остров Крит для борьбы с Минотавром, договорился, что корабль придет под теми или иными прусами в зависимости от победы или поражения. Тесей победил, но забыл об уговоре, корабли возвращались домой под черными знамёнами, символизирующими поражение. Эгей, увидев знак беды, бросился со скалы. Нормы морали того времени устанавливали, что смерть – лучше бесславия[5]. В подобном случае только смерть, как это ни странно, могла сохранить человеку его достоинство личности.

Рассматривая вопрос о самоубийстве нельзя обойти вниманием и проблему эвтаназии – ускорения смерти больного какими-либо действиями или средствами по его просьбе. Например, весной 2004 года смертельно больная женщина, у которой поражены мозговые центры, ответственные за двигательные функции, проиграла слушание, в ходе которого она пыталась получить в Верховном суде в Лондоне разрешение для своего мужа на то, чтобы он помог ей покончить с собой. Женщина хотела бы покончить с собой, но в силу своего физического состояния не могла этого сделать без посторонней помощи. По британским законам, попытка самоубийства не является преступлением, однако помощь в совершении самоубийства противозаконна. Трое членов Верховного суда постановили, что, право на человеческое достоинство, которое обеспечивается британскими законами, не предусматривает права на достойную смерть. Судьи решили, что говоря о человеческом достоинстве, имеется ввиду право вести достойную жизнь настолько, насколько это возможно. Наверное с точки зрения права данное положение верно, но а вот с точки зрения нравственности не совсем.

Важной проблемой эвтаназии является возможность ее применения в евгенических целях, например, в гитлеровской Германии в 1939 году была подписана директива, в соответствии с которой разрешалась эвтаназия – умерщвление социально бесполезных личностей (душевнобольных, алкоголиков, энцефалитиков и др.).

В заключение можно отметить, что в 20-м столетии уже сделано многое для наиболее полного обеспечения человеческого достоинства. Нормативно закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, правда согласно ежегодным отчетам международных организаций в России это продолжает иметь место. Притчей во языцах стали, объяснительные работников милиции, о том, что подозреваемые и обвиняемые сами себя вдруг начинают бить до сотрясения мозга, а то и случайно падают семь раз и более на нож и от ножевых ранений умирают. В заявлении Уполномоченного по правам человека Волгоградской области указывается, что по приговору суда люди могут быть осуждены только к лишению свободы, а не к лишению здоровья, например, в местах лишения свободы царит туберкулез. Примечательно решение Европейского суда по правам человека, вынесенное весной этого года, когда российский гражданин добился возмещения морального вреда, причиненного ему тем, что он находился в переполненном следственном изоляторе, приходилось спать поочерёдно, в три смены, нары этого гражданина находились у места общего пользования, со специфическим запахом. Существенное внимание уделено защите и охране окружающей природной среды, ибо трудно представить какие виды человеческой жизни могут появиться из-за загрязнённой окружающей среды, уже сейчас продолжительность жизни является значительно ниже чем в начале 20 века, количество детишек с признаками уродства также возрастает. Введены ограничения методов и средств ведения войны; ограничено применение смертной казни (а вспомним как казнили в древнем мире, в средние века); установлен минимальный размер оплаты труда, который в развитых странах выше прожиточного минимума и т.д. Однако не следует забывать, что только тогда можно достичь более существенного результата и наиболее полного обеспечения достоинства личности, когда все органы государства и местного самоуправления, отдельные граждане и их объединения будут руководствоваться принципом уважения прав и свобод, будет существовать реальное гражданское общество. Пока же многие живут по губительному для общества принципу – «Моя хата с краю».

[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградорва. – М., 1999. – С. 177.

[2] Гегель Г. Соч. Т. 7. Л., 1934. С. 10.

[3] Конституционное право России: Учебник/Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М., 2003. – С. 118-119.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года по делу по проверке конституционности положения ч. 1. Ст. 547 и ч. 2. Ст. 51 УПК РСФСР//Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.

[5] Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.. 1988. С. 218.

Источник: top-technologies.ru

Права в сфере образования

Право на уважение человеческого достоинства

Источник – сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru

Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Читайте также:  С чего берутся алименты и какие виды дохода учитывают

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(ст. 5.61. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности – ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?

Медицинский осмотр в школе может считаться медицинским освидетельствованием, если врач, проводивший осмотр, имеет соответствующую квалификацию.

Источник: isfic.info

Ты меня уважаешь?

Что такое человеческое достоинство и как его уважать.

Луч света в царстве иерархии

Мало кто будет спорить с тем, что российское прошлое пропитано кровью: обычно люди рассуждают о целесообразности тех или иных карательных мер государства. Целесообразность я здесь обсуждать не буду: пусть каждый решает сам, нужны ли репрессии и казни в тех или иных исторических реалиях. Но отмахнуться от фактов не получится: наша история состоит из войн, жестокого подавления и убийства несогласных.

Мы выросли в атмосфере самовластия и поклонения авторитетам. Для россиян характерно жить в вертикальной иерархической системе, где каждому вышестоящему можно чуть больше, чем нижестоящему. Тем, кто стоит на самом верху, негласно можно всё: законы их не преследуют. А те, кто внизу, соответственно, являются отбросами, и законы их не защищают.

Читайте также:  Имеет ли право опекун распоряжаться имуществом опекаемого

Поэтому бывает очень сложно объяснить человеку, воспитанному системой, что такое уважение человеческого достоинства и почему его заслуживает каждый. Ведь в понимании такого человека уважение автоматом выдаётся за статус, либо присваивается за желание карабкаться вверх по лестнице. Простые люди часто путают уважение и одобрение, уважение и поклонение. Уважать бомжа, алкаша и маргинала? За что?!

Во-первых, это законно

Человеческое достоинство — понятие, хоть и непопулярное, но не новое. Вот что говорит про достоинство статья 21 Конституции РФ:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В комментарии к статье нам поясняют, что человеческое достоинство является ценностью, которая идёт сразу после человеческой жизни. Что достоинством наделяется каждая личность. В качестве маркеров человеческого достоинства приводится свобода и равенство всех рождённых людей. Государство ставит человека на одну плоскость с собой: любой «может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов».

Если верить Конституции РФ, все граждане равны перед законом и по части защиты и по части наказаний, все граждане имеют право получать государственные услуги и гуманное обращение. И бомжи. И алкаши. И невменяемые люди. И люди, которые нарушают закон.

Во-вторых, это бесплатно

Моя подруга говорит: «Для меня уважение к другим существует только в связке с уважением к себе». Такую конструкцию бывает сложно понять: ведь свою жизнь и свои интересы мы ставим выше, чем жизни и интересы каких-то абстрактных граждан. Эгоизм — одно из сформировавшихся в ходе эволюции свойств организма. Уважение ЧД можно рассматривать и с точки зрения эгоизма.

Если я не буду поддерживать права других людей, я сам/а не смогу рассчитывать на поддержку.

Уважение человеческого достоинства других людей — страховка от неуважения для каждого из нас. Уважение ЧД можно представить как дорогу с двухсторонним движением. Уважение «за заслуги» — как поле битвы, залитое кровью и усеянное трупами. В погоне за «платным» уважением ценой может выступать высшая ценность — человеческая жизнь. Пример — кавказские «убийства чести».

Камень преткновения

А как же преступники, неужели нам нужно уважать человеческое достоинство зверских убийц и маньяков? Да, уважение человеческого достоинства распространяется на преступников. Во-первых, в категорию «преступники» часто попадают невиновные люди: люди по сфабрикованным делам и люди, намеренно оговорённые другими людьми, подавленные властью политзаключённые. Во-вторых каждый из нас может стать преступником.

Законопослушные люди часто считают себя защищёнными от таких превратностей судьбы, но это напрасно. Даже сегодня тюрьмы содержат людей, которые никогда не планировали совершать противозаконные действия и тех, кто их не совершал. Уважение достоинства преступников и маргинальных элементов — страховка от неуважения для каждого из нас, кто окажется за решёткой или провалится на социальное дно. Помните русскую народную мудрость про тюрьму и суму?

Резюме

  • Уважение человеческого достоинства — не уважение «за что-то», а уважение «потому что».
  • Уважать человеческое достоинство любого человека — значит признавать за ним право на конституционные свободы, правосудие, медицинскую помощь и гуманное обращение.
  • Уважение достоинства не подразумевает одобрения действий человека. Я могу быть с кем-то несогласной или считать кого-либо опасным, но должна признавать за ним права из предыдущего пункта.

К счастью, в реальной жизни большинство из нас или действительно уважает человеческое достоинство других людей или делает вид, что уважает. Иначе мы утонули бы в крови.

Напишите пожалуйста, удалось ли мне донести до вас свою мысль?

Источник: madampu.ru

Статья 21 Конституции РФ

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Толкование положений статьи 21 Конституции РФ

. Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1), и никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Данные положения корреспондируют аналогичному предписанию статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статье 1 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Право на охрану достоинства личности, равно как и право на свободу и личную неприкосновенность, принадлежат каждому от рождения, относятся к числу основных прав человека и обеспечиваются повышенным уровнем гарантий со стороны государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации допускает возможность их ограничения лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь в установленном федеральным законом порядке (статья 55, часть 3). При этом предполагается, что государство обязано, не умаляя достоинство личности, устанавливать такой правопорядок, который позволял бы каждому реализовать себя, в том числе в профессиональной деятельности, без ущерба для своего достоинства, чести и деловой репутации.

. Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия. Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (пункт 4).

. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1).

. Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1); никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям – национальным и религиозным. В частности, оно должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, т.е. обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица – воздерживаться от посягательства на них.

Читайте также:  Договор цессии юр лиц с указанием должника

Источник: main-law.ru

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.).
Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Согласно ст.150 ГК достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.
Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.
Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.
Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов, что иногда сопровождается болевыми ощущениями, создает опасность для здоровья гражданина. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции.
В ряде норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст.170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст.172 УПК). Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола. Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. В этом случае освидетельствованиепроизводится врачом в присутствии понятых.
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст.181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст.183 УПК).
Таким образом, ст.21 Конституции представляет собой норму общего характера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещает следователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.
Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.
Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст.129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве — гражданские правонарушения (ст.150—151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.
Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинство человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний (ст.7 УК).
Согласно ст.152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания — новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав (ст.1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Пытка представляет собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого и унижающего достоинство обращения и должна быть полностью исключена из действий и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Все действия, связанные с совершением пыток, рассматриваются уголовным правом как преступления. Согласно ст.302 УК принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание или предварительное следствие, а также подобные действия, соединенные с применением насилия, издевательств или пыток над личностью допрашиваемого, влекут уголовное наказание — лишение свободы на срок до 8 лет.
Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица.
Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест (ст.29 Основ).

Источник: www.nashyprava.ru