Право подписа председателя совета дома на договорах

Один за всех: может ли председатель совета МКД заключить договор управления от имени остальных собственников?

olenka-2008 / Depositphotos.com

Пункт 3 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса наделяет председателя совета МКД правом единолично, без привлечения других собственников, но на основании выданной ими доверенности, подписывать договор управления с УК на условиях, которые утверждены общим собранием собственников. Правда, собирать с соседей отдельные доверенности на подписание договора – дело неблагодарное. Однако согласно п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса, полномочия представителя могут содержаться и в решении собрания.

А можно ли тогда проголосовать на общем собрании собственников помещений в МКД (далее – ОСС) сразу и за условия договора управления МКД, и за то, что председатель совета дома уполномочен заключить его с УК от имени собственников? Будет ли одного решения ОСС достаточно для заключения договора управления? И сколько собственников, минимум, должно довериться председателю?

На этот вопрос ответил Минстрой России (письмо Минстроя России от 3 февраля 2020 г. № 2739-ОГ/04). По мнению ведомства:

  • председатель совета многоквартирного дома не вправе осуществлять полномочия без доверенности;
  • собственники должны на ОСС принять решение о выдаче такой доверенности (очевидно, наряду с решением о том, какие полномочия председателя эта доверенность удостоверяет). Добавим, что если на ОСС голосуется вопрос о выдаче доверенности, то текст такой доверенности, очевидно, следует приложить к протоколу ОСС;
  • такое решение (о выдаче доверенности) принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном ОСС (то есть простым большинством при обычном кворуме).

При этом Минстрой России напомнил о законопроекте № 518643-7 “О внесении изменений в статьи 161.1 и 164 Жилищного кодекса Российской Федерации”, которым предусматривается осуществление полномочий председателя совета многоквартирного дома без доверенности, на основании только решения ОСС (он прошел первое чтение еще летом, и “застыл”). Интересно, что Правительство Российской Федерации высказалось о проекте так же, как и Минстрой – наделение председателя возможностью действовать без доверенности при заключении договоров не согласуется с ч. 1 ст. 1 ст. 162 ЖК РФ, однако целесообразно предусмотреть, что волеизъявление собственников о предоставлении председателю полномочий действовать от их имени при заключении и подписании договора управления с УК должно быть выражено путем принятия соответствующего решения.

Отметим, что сейчас органы ГЖН по-разному оценивают право председателя совета многоквартирного дома подписать договор управления “единоручно”, на основании лишь решения ОСС о предоставлении ему такого полномочия. Арбитражные суды иногда признают, что одного решения ОСС мало – нужна доверенность (постановления Восемнадцатого ААС от 20 декабря 2019 г. № 18АП-15826/19, Пятнадцатого ААС от 20 июля 2018 г. № 15АП-8918/18), а иногда – наоборот (постановления Четвертого ААС от 11 апреля 2019 г. № 04АП-1531/19, Десятого ААС от 25 сентября 2018 г. № 10АП-15152/18, Второго ААС от 17 сентября 2018 № 02АП-5944/18).

Источник: www.garant.ru

Может ли председатель совета многоквартирного дома подписать договор управления за собственников?

После выбора новой управляющей организации нужно подписать договор управления. В силу ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в качестве одной стороны этого договора выступают собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.

Собрать столько подписей на практике бывает трудно, особенно если дом большой. В таком случае можно воспользоваться п. 3 ч. 6 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ. Эта норма дает одному человеку – председателю совета многоквартирного дома – право на основании доверенности, выданной собственниками, заключить на условиях, указанных в решении общего собрания, договор управления многоквартирным домом.

Однако на практике не всё так просто. Суды по-разному толкуют эту норму: одним достаточно решения общего собрания о наделении председателя полномочием подписать договор управления, другие же требуют отдельно оформленные доверенности от собственников.

Согласно ч. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. При этом ч. 4 той же статьи указывает, что правила о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

Различное толкование этой нормы закона судьями и приводит к созданию противоречивой судебной практики.

Примеры отрицательной практики (где суды хотели видеть отдельно оформленные доверенности).

1. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2017 по делу N 33-33600/2017:

Решением общего собрания председатель совета дома был наделен полномочиями заключить договор управления с выбранной управляющей организацией. Суд признал это решение недействительным, «поскольку законодателем не предусмотрена возможность передачи полномочий по заключению договора управления председателю Совета дома посредством принятия такого решения органом управления». Суд решил, что наделение председателя совета дома таким полномочием вообще не входит в компетенцию общего собрания собственников.

Также в судебном решении указано, что договор управления многоквартирным домом вправе заключить председатель совета многоквартирного дома при соблюдении двух условий в совокупности:

– если собственники помещений выдали председателю совета дома доверенности на заключение такого договора,

– договор заключен на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме.

2. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 N 04АП-3810/2017 по делу N А19-17255/2016 о передаче технической документации.

Новая управляющая организация в подтверждение своего статуса представила протоколы общего собрания и договоры управления, подписанные председателями советов многоквартирных домов. Суды не приняли это в качестве доказательства выбора новой управляющей организации и заключения с ней договора управления, так как «не представлены доверенности, выданные от имени собственников помещений в МКД председателям совета дома, подтверждающих право последнего на заключение договора управления». Стоит отметить, что из решений судов не ясно, были ли на общих собраниях приняты решения о наделении председателей полномочиями на подписание договоров управления.

3. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 N 15АП-8918/2018 по делу N А53-3062/2018 (Ростовская область).

Суд признал законным отказ инспекции во внесении в реестр лицензий, так как управляющая организация не представила доказательств того, что председатели совета домов действовали в силу предоставленных им полномочий: «Протоколы общего собрания собственников помещений названных многоквартирных домов, на основании которых принимались решения об определении уполномоченного лица на заключение договора управления, как документы, наделяющие председателя Совета дома полномочиями по заключению от имени собственников договора управления, судом апелляционной инстанции не рассматривается».

Примеры положительной практики (где от председателя не требовали предоставить отдельных доверенностей).

1. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 N 07АП-1220/2018 по делу N А27-14726/2017

Суд признал необоснованной позицию жилищной инспекции о том, что решение о наделении полномочиями председателя совета в части его формы и реквизитов должно соответствовать Методическим рекомендациям по удостоверению доверенностей, утвержденным решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18.07.2016 (протокол N 07/16).

Суд указал, что закон не предъявляет каких-либо специальных требований к форме доверенности, выданной собственниками помещений многоквартирного дома на имя председателя совета многоквартирного дома на заключение договора управления. При этом протокол собрания и приложения к нему содержат необходимые и достаточные данные для идентификации, как представляемых лиц (собственников), так и представителя, а также указание на полномочия представителя.

Определением Верховного Суда РФ от 15.10.2018 N 304-КГ18-15975 решение оставлено без изменения, жалоба ГЖИ – без удовлетворения. Верховный Суд РФ также указал, что полномочия председателя на заключение договора управления содержатся в решении собрания собственников.

Аналогичную позицию можно найти в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 N 04АП-5204/2018 по делу N А10-1951/2018 (в этом суде есть и противоположная практика).

2. Определением Верховного Суда РФ от 24.08.2018 N 304-ЭС18-12146 по делу N А46-11131/2017

Собственниками на внеочередном общем собрании принято решение о выборе управляющей организации; об избрании совета дома и его председателя, председатель совета дома наделен полномочиями заключить на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, договор управления.

Читайте также:  Налог при продаже квартиры и одновременной покупке

Суды всех инстанций пришли к выводу, что полномочия председателя совета дома на заключение договора управления от имени всех собственников подтверждены решением собрания.

3. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33-1670/2016

В данном случае на общем собрании даже не решался вопрос о наделении председателя полномочиями по подписанию договора управления. На собрании был выбран совет дома с его председателем, а также принято решение о заключении договора на управление домом с управляющей организацией.

Суд, процитировав нормы закона о доверенности, указал, что председатель действует в интересах собственников на основе доверенности, форма которой законом не предусмотрена, то есть не указано, каким именно образом собственники помещений должны выразить свою волю на предоставление председателю совета многоквартирного дома конкретных полномочий.

Вывод суда: «так как из протокола собрания следует, что присутствующие на нем собственники единогласно приняли решение о заключении договора управления…, избрав Н. председателем совета многоквартирного дома, то последний, заключая указанный договор от лица собственников, выполнял решение общего собрания, то есть действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ».

4. Похожая ситуация содержится в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2018 N Ф07-1848/2018 по делу N А05-3279/2017

На общем собрании принято решении об избрании совета многоквартирного дома и выборе председателя, решено заключить договор управления с одной управляющей организацией и расторгнуть с другой. В преамбуле договора управления написано, чтоданный договор подписан со стороны собственников помещений в многоквартирном доме председателе совета дома в соответствии с решением общего собрания.

Суд указал, что материалы дела содержат доказательства волеизъявления собственников на избрание председателя совета дома, на выбор новой управляющей компании, заключение с нею договора управления, выраженного в протоколе общего собрания. «Следовательно, имеющаяся у управляющей компании обязанность по заключению договора управления не налагает такую же обязанность по его заключению на жильцов – собственников помещений в многоквартирном доме, и возможность понуждения собственников помещений к подписанию договора у управляющей компании отсутствует». Непредставление обществом в отношении председателя доверенности на заключение договора управления не является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, решил суд.

5. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 N 10АП-15152/2018 по делу N А41-23115/18.

Суд признал незаконным решение ГЖИ Московской области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. К заявлениям в ГЖИ управляющая организация приложила договоры управления, подписанные избранными председателями совета многоквартирных домов, которые указаны в решениях общих собраний в качестве лиц, уполномоченных на заключение договора управления. Суд указал, что, принимая во внимание положения ч. 1, 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса полномочия председателя МКД на заключение договора управления могут содержаться в решении собрания собственников помещений МКД».

Такая же позиция содержится в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 N 17АП-13511/2018-АК по делу N А71-5269/2018 (Удмуртская Республика).

Источник: domscanner.ru

Право подписа председателя совета дома на договорах

Необходимость подписания договора управления многоквартирного дома собственниками давно уже не вызывает вопросы. Ведь договор — это всегда двухсторонняя сделка. Судебная практика уже давно сложилась и она практически единообразна. Договор управления должен быть подписан собственниками, обладающими 50+1% голосов от общего количества всех голосов собственников помещений дома. Или его подписывает Председатель Совета многоквартирного дома на основании принятого общим собранием собственников (ОСС) решения о делегировании ему таких полномочий.

В некоторых регионах органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) пытались отказать управляющим организациям (УО) во включении дома в реестр по причине отсутствия доверенности на имя Председателя МКД при делегировании ему полномочий на подписание договора управления. Но суды в большинстве своем посчитали, что такая доверенность от каждого собственника не требуется, достаточно волеизъявления граждан, изложенного в решении ОСС.

В статье 162 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) говорится о договоре управления многоквартирного дома (МКД):

Пункт 1: Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора .

Как видим из этой нормы, договор управления составляется в форме единого документа в письменной форме, который подписывается управляющей организацией — с одной стороны и собственниками (обладающими 50+1% голосов) — с другой стороны. Однако не будет ошибочным подписать отдельный договор с каждым собственником помещений МКД, если не жаль бумаги и времени на сканирование кучи договоров для размещения в ГИС ЖКХ. Запрета в законе на это нет, да из смысла статьи не особо ясно: единый это должен быть документ или отдельный подписанный бланк с каждым собственников.

Споры о том, в какой форме должны быть оформлены подписи, если решено оформлять все-таки единый документ, также нередки. Из своей практики могу сказать, что мы всегда оформляли единый документ — договор и приложения к нему. Сразу после реквизитов сторон указывались (на отдельном листе) в виде таблицы собственники, подписавшие договор управления. Этот лист договора так и назвался: «Собственники, подписавшие договор управления МКД № ___ по ул. _______ г. ____________».

Таблица состояла из следующих столбцов: № квартиры или помещения, полностью фамилия, имя, отчество, номер записи о регистрации собственности на квартиру, подпись. Далее шли приложения к договору, все это сшивалось в единый документ. Наш орган ГЖН при проверках к порядку оформления договора управления, таким образом, претензий не предъявлял до недавнего времени. Надеюсь, и дальше не будет. Вполне возможно, что в других регионах надзорные органы выдвигают иные требования.

Пункт 2 ст. 162 ЖК РФ говорит о предмете договора управления и правах и обязанностях по нему, подробно на нем останавливаться не будем .

Что касается права Председателя Совета МКД на подписание договора управления, об этом указано в пп. 3 пункта 8 ст. 161.1 ЖК РФ. Председатель Совета МКД имеет право на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Однако судебная практика на стороне управляющих организаций, когда орган ГЖН требует указанных в этой норме доверенностей и выносит решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий. Суды в большинстве своем считают, что протокол ОСС и является основанием для делегирования полномочий и подписания договора управления Председателем Совета МКД (без оформления доверенности от каждого собственника). Судебную практику по этому вопросу мы приводили в СТАТЬЕ в нашем блоге.

Изменения в реестр лицензий вносятся на основании Приказа Минстроя № 938-пр от 25.12.2015 «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее — Приказ 938).

Договор управления после утверждения его условий на общем собрании при выборе способа управления и управляющей организации должен быть размещен в ГИС ЖКХ, а также направлен в лицензионный орган в приложении к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Зачастую УО прикладывали только сам договор управления, без приложений, что приводило к отказу во внесении изменений в реестр лицензий.

Читайте также:  Образец договора с председателем жск

Иногда к заявлению прилагался договор управления, подписанный одним или несколькими собственниками. Суды также в таком случае стояли на стороне органов ГЖН практически во всех регионах, поддерживая их в требовании приложения к заявлению – договора управления, подписанного необходимым количеством собственников (50%+1 голос) и со всеми приложениями.

Судебную практику по старой редакции Приказа 938 в отношении отказов во внесении в реестр лицензий, в том числе из-за отсутствия в приложении к заявлению подписанного необходимым количеством собственников договора управления, мы уже приводили в вышеуказанной статье.

Не требуется прикладывать к заявлению подписанный собственниками договор управления только при заключении его на основании конкурса. Тогда к заявлению о включении дома в реестр прилагается договор управления, подписанный только со стороны управляющей организации (пп «з» п. 3). А при управлении домом на основании договора управления с Застройщиком — прилагается договор управления, подписанный между УО с застройщиком (пп «в» п. 3).

В соответствии с пунктом 3 Приказа 938 в действующей редакции к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ прилагается, в том числе, и копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт «в»).

В редакции Приказа до 12.01.2019 года указанный подпункт «в» ранее требовал приложения к заявлению – копию договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме. То есть так, как и указано в нормах ЖК РФ. Что подразумевал законодатель под этим нововведением, наверное, узнаем только после наработки судебной практики по таким делам.

Понятно, что договор управления необходимо подписывать с необходимым количеством собственников, если они не делегировали полномочия его подписания Председателю Совета МКД. Ведь договор управления — основной документ, на основании которого работает управляющая организация и строятся ее отношения с собственниками. И он считается заключенным не после утверждения его условий на ОСС, а только после подписания собственниками или их представителями. А вот что будет требовать теперь в приложении к заявлению о включении дома в реестр лицензий лицензионный орган — вопрос пока что открытый.

Думается мне, что практика судов будет, как всегда, разнокалиберной. Каждый судья будет толковать нормы закона на основании своего «внутреннего убеждения», как указано в законе. И как будут развиваться события дальше в этом вопросе — расскажем в наших новых статьях после того, когда будет достаточно судебных решений, чтобы говорить о сложившейся судебной практике по данной теме .

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ, с помощью которой можно автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Подробности о сервисе по ссылке .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: www.burmistr.ru

Новости

РУБРИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В настоящей статье рассмотрим правомерность подписания договора управления МКД председателем совета МКД, полномочия которого подтверждены решением общего собрания собственников помещений МКД.

Все о подписании договора управления МКД председателем совета дома

Договор управления – основной документ, регулирующий отношения между собственниками помещений в МКД и организацией, на которую возложена обязанность управлять домом и общим имуществом за плату. Если на общем собрании собственники выбрали способом управления домом специализированную организацию, то они заключают с УО договор управления многоквартирным домом. Договор управления – это договор, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией. УО по заданию собственников, ТСЖ или ЖК в течение срока действия договора обязана за плату оказывать услуги и проводить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома. Также по договору управления УО должна обеспечивать готовность внутридомовых инженерных систем к оказанию коммунальных услуг и предоставлять коммунальные услуги, если это оговорено в ДУ (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Стороной договора с управляющей организацией выступают собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Собрать столько подписей на практике бывает трудно, особенно если дом большой. В таком случае можно воспользоваться п. 3 ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ. Эта норма дает одному человеку – председателю совета многоквартирного дома – право на основании доверенности, выданной собственниками, заключить на условиях, указанных в решении общего собрания, договор управления многоквартирным домом.

Передача полномочий на подписание договора управления многоквартирным домом

1.1. В Жилищном кодексе РФ и других нормативных актах не содержатся положения о том, что собственники помещений в многоквартирном доме не вправе уполномочить собственника помещения в этом доме (либо иное лицо) подписать от их имени договор управления с управляющей организацией, а также о том, что собственники помещений в многоквартирном доме должны лично заключать договор управления.

В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Действующее законодательство не содержит правовых норм, ограничивающих собственника помещения в многоквартирном доме в праве уполномочить какое-либо лицо на подписание договора управления многоквартирным домом. Вместе с тем из части 1 статьи 162 ЖК РФ не следует запрет на заключение договора управления от имени собственника помещения в многоквартирном доме лицом, уполномоченным на заключение такого договора собственником помещения.

1.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 ГК РФ следует, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Согласно пункту 4 статьи 185 ГК РФ правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений. В пункте 125 Постановления ВС РФ от 23.06.15 г. № 25 разъяснено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие может содержаться как в отдельном документе (доверенности), так и в договоре, решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

Действующим законодательством не установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не вправе уполномочить собственника помещения в этом доме подписать от их имени договор управления с управляющей организацией. При этом из действующего гражданского и жилищного законодательства также не следует, что такой собственник помещения в многоквартирном доме при подписании договора управления может действовать от имени собственников помещений в данном доме только на основании отдельной доверенности в письменной форме. Указание в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме на полномочия лица (в том числе собственника помещения в многоквартирном доме) подписать договор управления многоквартирным домом от имени собственников помещений в данном многоквартирном доме существу жилищных правоотношений не противоречит. Таким образом, законодатель наделил специальными полномочиями на подписание договоров управления от имени собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома лицо, занимающее должность председателя совета многоквартирного дома.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.18 г. № 304-КГ18-15975, Постановлении Арбитражного суда Северо-западного округа от 29.03.18 г. по делу № А05-3279/17, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.19 г. по делу № А53-23697/2018, Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 17.09.18 г. по делу № А28-3143/18, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.17 г. по делу № А60-37751/16, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.19 г. по делу № А53-29262/2018, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.19 г. по делу № А32-42423/2018.

Читайте также:  Расторжение договора займа в 2020 году

Выводы

Договор управления МКД в случае его подписания избранным председателем совета дома с предоставлением ему права на подписание этого договора собственниками помещений в МКД, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в силу статьи 185 ГК РФ, п. 125 Постановления ВС РФ от 23.06.15 г. № 25 соответствует статье 161 ЖК РФ. Рекомендуем в преамбуле договора управления МКД указывать на то, что стороной по договору выступают именно собственники МКД, а не председатель совета дома.

Виктор Колесников, юрист, генеральный директор ООО УК «ФЛЭТ» (г. Красноярск)

Источник: ic-iskra.ru

Жилищный кодекс: полномочия председателя совета МКД

Совет многоквартирного дома – орган, являющийся связующим звеном между собственниками помещений и УК. Его члены не принимают ключевых решений, а лишь помогают общему собранию.

У ТСЖ и жилищно-строительного кооператива появилась альтернатива – совет дома. Этот орган занимается вопросами управления многоквартирным домом, контролирует УК и подрядные организации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Совет многоквартирного дома – что это такое

Совет многоквартирного дома является выборным органом. Участие в его создании принимают собственники квартир и нежилых помещений. Деятельность органа регламентируются ст. 161.1 ЖК Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) выбирают совет. Данная операция может быть осуществлена только там, где не сформировано ТСЖ или жилищно-строительный кооператив.

Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, в таком доме существует только один орган управления – общее собрание собственников квартир. Он создается для решения самых важных задач, которые связаны с управлением МКД.

Жилищный кодекс не дает юридического статуса совету многоквартирного дома как органу, занимающегося управлением домом. Согласно ЖК Российской Федерации, совет МКД не обладает полномочиями общего собрания, которое вправе принимать решения, связанные с управлением многоквартирным домом.

По этой причине функционирование совета МКД не заменяет работу общего собрания собственников.

Согласно ч. 11 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ, комиссии владельцев помещений в МКД являются совещательными органами управления указанным объектом недвижимости.

Совет многоквартирного дома решает несколько важных задач. Во-первых, подготавливает предложения по вопросам, предназначенным для рассмотрения общим собранием. Во-вторых, обеспечивает реализацию принятых решений, контролируя качество.

Правила проживания в МКД.

О создании совета многоквартирного дома читайте тут.

Проработка вопросов перед собранием собственников – чрезвычайно важная задача, поскольку без предварительной подготовки, поиска и анализа возможных действий владельцам помещений МКД будет не просто принять взвешенные решения.

Практика показывает, что отсутствие в многоквартирном доме активно действующего органа, способного представлять и отстаивать интересы жителей, ведет к невозможности тесного контакта с УК и обеспечения контроля над взятыми ею обязательствами по договору управления МКД.

Совет дома от одного собрания к следующему выполняет роль посредника между:

  • Собственниками квартир и иных помещений.
  • Жильцами и УК.

Председателю и членам совета МКД важно понимать, что они не имеют власти над остальными собственниками. Целью их деятельности является помощь в принятии решений и обеспечение контроля их реализации.

При желании, собственники жилых и нежилых помещений в МКД вправе в деталях расписать действия, выполнение которых они возлагают на совет дома. В одном документе могут содержаться принятые ранее решения организационного плана.

Для этого общее собрание собственников должно утвердить положение о совете МКД. При этом полномочия председателя и совета не могут выходить за рамки, предусмотренные ЖК Российской Федерации.

Полномочия председателя совета МКД

При сравнении полномочий председателя и совета МКД выясняется, что первый лишь руководит коллегиальным органом. Вследствие этого, у него нет личной власти или дополнительных возможностей в принятии решений.

Деятельность совета:

  • Подготовка предложений собственникам;
  • Презентация владельцам квартир заключения по готовящимся к подписанию договорам. При этом могут использоваться результаты, полученные председателем на переговорах;
  • Осуществление контроля качества предоставляемых коммунальных услуг и исполнение договора управления МКД.

Деятельность председателя:

  • Подписание актов выполненных работ и актов о выявленных нарушениях обязательств по договорам;
  • Обращение в муниципалитет в тех случаях, когда УК нарушает условия договора об управлении многоквартирным домом.

При выполнении своих должностных обязанностей, председатель совета МКД должен отстаивать интересы жителей, основываясь на решении совета, а не на своем личном мнении.

Согласно ЖК Российской Федерации, председатель МКД может выступать в качестве доверенного лица (при наличии соответствующих подтверждающих бумаг) конкретных владельцев квартир.

От их имени он вправе заключать договора на управление многоквартирным домом (соблюдая условия, содержащиеся в решении общего собрания собственников) и отстаивать их интересы в суде по делам, которые связаны с УК или услугами ЖКХ.

Не стоит забывать, что председатель совета МКД не может одновременно быть представителем собственника отдельного помещения, выступая на основании нотариальной доверенности, и руководителем совета МКД.

Владелец квартиры или нежилого помещения имеет право сделать своим представителем любого человека, не обязательно председателя. В ситуации, когда собственники выдают доверенность именно этому лицу, упрощается процесс заключения договоров на управление МКД. Это связано с тем, что подписи под частью бумаг будет ставить один человек.

Однако на практике такое решение упрощает работу по заключению договоров управляющей компании. Для владельцев квартир упрощение не очень-то заметно: вместо самостоятельного подписания бумаг в УК они составляют и заверяют доверенность на проведение этих действий представителю. Несмотря на это, права и обязанности, прописанные в договоре, возникают у владельцев помещений в МКД.

Независимо от наличия и количества доверенностей от собственников, председатель контролирует выполнение УК взятых на себя обязательств по управлению многоквартирным домом, согласно действующему договору. Полномочия на выполнение этих действий дает членство в совете МКД.

Необходимость в получении доверенностей от собственников помещений возникает в случае, когда председатель МКД представляет их интересы во время судебного разбирательства. Указанное лицо не нуждается в разрешительных бумагах от владельцев квартир для выполнения обязанностей, возложенных на него и совет общим собранием жильцов дома.

Председателю МКД, имеющему на руках доверенности от собственников, следует четко осознавать, когда его действия совершаются от имени коллегиального органа (совета многоквартирного дома), а когда представляются интересы определенного владельца жилого или нежилого помещения.

Какой документ подтверждает полномочия председателя или члена совета МКД? В качестве доказательства достаточно предъявить выписку из протокола общего собрания жильцов, на котором произошло их избрание. Бумага подписывается председателем и секретарем собрания.

Выписка обязательно должна содержать следующие сведения:

  • Дата проведения собрания собственников квартир и нежилых помещений в доме;
  • Решение об избрании владельца жилья членом или председателем совета МКД;
  • Указывается точный адрес дома и срок избрания совета.

Заверить выписку из протокола может орган местного или общественного территориального самоуправления, если их сотрудники присутствовали на общем собрании собственников МКД.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Источник: o-nedvizhke.ru