Должность не соответствует квалификационному справочнику
Вопрос: В РФ существуют справочники, Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник (ЕТКС и ЕКС), а также Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Перечень профессий и должностей содержит ОКПДТР, а требования к ним ЕТКС и ЕКС. Но справочник ОКПДТР по некоторым должностям и профессиям не соответствует ЕТКС и ЕКС. Пример: ОКПДТР – инженер по охране труда (22659-1) не исключен из справочника, но исключен из ЕКС; ЕКС – специалист по охране труда (код отсутствует) введен в справочник, но не введен в ОКПДТР. Какой документ является первичным ОКПДТР, или ЕТКС и ЕКС? (информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2015 г.)
В РФ существуют справочники, Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник (ЕТКС и ЕКС), а также Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Перечень профессий и должностей содержит ОКПДТР, а требования к ним ЕТКС и ЕКС. Но справочник ОКПДТР по некоторым должностям и профессиям не соответствует ЕТКС и ЕКС. Пример: ОКПДТР – инженер по охране труда (22659-1) не исключен из справочника, но исключен из ЕКС; ЕКС – специалист по охране труда (код отсутствует) введен в справочник, но не введен в ОКПДТР. Какой документ является первичным ОКПДТР, или ЕТКС и ЕКС?
Первичными являются справочники ЕТКС и ЕКС. На их основе разработан ОКПДТР.
Обращаем Ваше внимание на то, что наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним обязательно должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, только в том случае, если с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 367) состоит из двух разделов:
Первый раздел – Профессии рабочих – включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел – Должности служащих – разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации “О государственных должностях Российской Федерации” N 32 и “О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих” N 33 от 11 января 1995 г.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ если в соответствии с Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Информационный портал Роструда “Онлайнинспекция.РФ”, сентябрь 2015 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда “Онлайнинспекция.РФ” и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.
Источник: base.garant.ru
Оформляем должности, не соответствующие ЕТКС и квалификационному справочнику должностей
В организации некоторые должности не соответствуют ЕТКС и квалификационному справочнику должностей. Как правильно их переоформить? Какая запись делается в трудовой книжке?
На основании части второй ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Поэтому наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии со названными справочниками. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников.
Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) является одним из локальных нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.
При внесении изменений в штатное расписание возможно несколько вариантов действий.
Некоторые специалисты считают, что в случае, если изменения носят единичный характер, целесообразнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. В этом случае вносимые изменения можно зафиксировать в самом приказе, а в штатном расписании напротив исправленной позиции (в примечании) указать номер и дату приказа об изменении.
Другой вариант – издать новое или дополнительное штатное расписание. При этом дополнительное штатное расписание будет действовать наряду с прежним штатным расписанием. В этом случае дополнительное штатное расписание, как и основное, утверждается приказом руководителя.
В случае, если Вы решите издать новое штатное расписание, в приказе об утверждении необходимо будет указать, что прежнее расписание утратило силу. Таким образом, Вы можете выбрать наиболее удобный для Вас вариант.
Изменение наименования должности формально предполагает изменение трудовой функции работника, т.е. перевод работника на новую должность. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).
По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, при этом таковое соглашение заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Соглашение сторон оформляется в виде письменного дополнения к трудовому договору, в котором оговариваются все вносимые в него изменения.
К числу таких изменений относится, в частности, наименование должности, а также, в зависимости от конкретной ситуации, другие условия, например должностные обязанности, размер заработной платы и т.п.
Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и подтверждает согласие работника на перевод.
На основании этого соглашения работодатель должен будет издать приказ о переводе сотрудника на новую должность (унифицированная форма N Т-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (унифицированная форма N Т-2), а также в его лицевом счете (унифицированная форма N Т-54 или N Т-54а).
Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.
Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела “Сведения о работе” трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:
в графу 1 раздела “Сведения о работе” вносится порядковый номер записи;
в графу 2 – дата перевода;
в графе 3 пишется: “Переведен на такую-то должность”;
в графе 4 указывается дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
13 августа 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Источник: www.audit-it.ru
Вопрос:Допускается ли несоответствие наименования должности в штатном расписании организации единому тарификационному справочнику?
Ответ:В соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о трудовой функции, которая определена как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы, является обязательным для включения в трудовой договор.
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования
к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты“, штатное расписание (унифицированная форма N Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Следовательно, в штатном расписании может быть наименование должности, которое не соответствует наименованиям должностей, содержащимся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37. Это обусловлено становлением и развитием рыночных экономических отношений, однако если с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационном справочнике. В противном случае это приведет к нарушению прав и интересов работников. Отметим, что занятие определенных должностей, выполнение работ по определенным профессиям влияют на досрочное назначение трудовой пенсии, получение дополнительного отпуска и т.д.
Отметим, что ФАС Центрального округа в Постановлении от 14.05.2004 N А64-3549/03-10, рассматривая дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о взыскании штрафа, отметил, что налоговый орган не представил доказательств, что выполняемая лицом работа связана с наличием льгот либо ограничений, установленных законодательством РФ, поэтому наименование должности, занимаемой данным работником, может не соответствовать тарифно-квалификационному справочнику работ,
профессий и должностей, утвержденным Минтрудом России от 21.08.1998 N 37, а целесообразность включения в штатное расписание указанной должности не подлежит оценке ни налоговым органом, ни судом.
Таким образом, несоответствие наименования должности в штатном расписании организации Единому тарификационному справочнику допускается, за исключением случаев, когда с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (наименования этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
Источник: vkaznu.ru
Название должности отличается от названия в общероссийском классификаторе (ОКПДТР).
Приветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле , уважаемые коллеги! На нашем форуме уже более 250.000 сообщений, более 26.000 тем. Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Разные мнения по спорным вопросам – это естественно и нормально, уважайте мнение друг друга. Наш с Вами форум – для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы – это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др. | ![]() |
Уважаемые коллеги, подскажите, пожалуйста, может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)?
Учредители (иностр.юр.лицо) настаивают на изменении названия некоторых должностей в шт.расп., причем так, чтобы название должности состояло из заглавных латинских букв и римских цифр, например вместо “менеджер по сбыту”- “ADM I” : Наше руководство отбивается от этого, ссылаясь на то, что таких названий нет в классификаторе должностей. Но нужны конкретные ссылки на документы, подтверждающие, что раз нет такого названия в классификаторе, то и в шт.расп. не может быть такой должности.
И еще, в связи с этим, руководство приняло решение, должности в шт.расп. привести в соответствие с ОКПДТР. Что делать с должностями, названия которых нет в классификаторе? Например у нас есть должность “водитель-демонстратор”, “начальник отдела продукт-менеджмента”, а в классификаторе именно таких должностей нет.
Цитата |
---|
Anna пишет: , может ли название должности в шт.расп.(которая не предполагает льготную пенсию)не соответствовать названию должности в Общероссийском классификаторе (ОКПДТР)? |
Цитата |
---|
Anna пишет: “ADM I” |
ОксанаХ,
Спасибо за ответ. В свою очередь выкладываю информацию, которую нашла по этой теме. Может быть кому-то будет полезно.
Обязан ли работодатель при составлении штатного расписания и установлении наименований должностей и профессий руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)?
Ответ: Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодатель определяет трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом в той же норме к работодателю выдвигается требование следовать при определении трудовой функции отдельных работников вполне конкретным нормативным источникам, а именно квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с указанными справочниками работодатель должен определять наименования должностей, профессий или специальностей только в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) не поименован в числе источников установления наименований должностей и профессий.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязательность применения ОКПДТР следует только из некоторых актов трудового законодательства и миграционного законодательства (в основном это акты Минздравсоцразвития России, Роструда, ФМС России, принятые по вопросам альтернативной гражданской службы и регулирования труда иностранных граждан).
Тем не менее согласно абз. 2 п. 6 вышеназванного Положения общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Штатное расписание является локальным нормативным актом, который может быть отнесен к актам социально-экономической сферы. С учетом того что Правительство РФ в своем акте оперирует понятием “правовые акты”, являющимся более широким, чем понятие “нормативно-правовые акты”, охватывающим все акты, содержащие нормы права (в том числе локальные), то штатное расписание может быть отнесено к правовым актам, поскольку содержит нормы трудового права (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). С учетом этого может быть сделан вывод о том, что при подготовке штатного расписания следует применять ОКПДТР.
Аргументом в пользу следования ОКПДТР является не только обязательность применения, предусмотренная вышеназванным Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, но и целесообразность применения унифицированных записей наименований конкретных профессий рабочих и должностей служащих. Обратим внимание на то, что ОКПДТР изначально разрабатывался для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, с учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, с вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации. Проведенная в нем классификация наименований должностей служащих и профессий рабочих основывается на результатах многолетней практики формирования наименований должностей и профессий, выработавшей наименования, применимые на различных предприятиях и в любой отрасли экономической деятельности. Совершенно бессмысленной представляется работа по изобретению новых наименований давно существующих профессий и должностей.
Однако следование ОКПДТР возможно не во всех случаях. В частности, он неприменим в ситуациях, когда в Классификаторе нет наименования профессии рабочего или должности служащего, отражающего трудовую функцию, которую планируется поручить работнику. По нашему мнению, именно плохая адаптивность ОКПДТР к современному рынку труда и занятости является причиной, по которой Классификатор не назван в качестве источника определения наименований профессий и должностей непосредственно в ТК РФ. В таких ситуациях “творчество” работодателя представляется оправданным при условии, конечно, что в ОКПДТР действительно нет соответствующего наименования.
Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
27.05.2008
Что касается источников установления наименований должностей и профессий, то основные из них перечислены в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: это штатное расписание, а также в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, – соответствующие квалификационные справочники, утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, в числе источников установления наименований профессий и должностей не поименован, несмотря на то что изначально он разрабатывался с целью унификации применяемых наименований должностей служащих и профессий рабочих. В ОКПДТР были собраны и систематизированы унифицированные записи наименований профессий и должностей, предусмотренных применяемой с 1967 г. Единой номенклатурой должностей служащих, действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, а также уставами, положениями, постановлениями и другими нормативными документами, регламентирующими состав профессий в различных отраслях экономики. Таким образом, поскольку наименования должностей служащих и профессий рабочих, указанные в ОКПДТР, в основной массе соответствуют наименованиям должностей служащих и профессий рабочих, содержащимся в соответствующих квалификационных справочниках, то указание наименования должности или профессии в соответствии с определенным квалификационным справочником фактически обеспечивает следование ОКПДТР, и наоборот, указание наименования должности или профессии в соответствии с ОКПДТР в 70% случаев обеспечивает выполнение требования ч. 2 ст. 57 ТК РФ в части соблюдения соответствующих квалификационных справочников.
Если с выполнением работы не связано предоставление каких-либо льгот или установление ограничений, то работодатель в силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ освобождается от следования квалификационным справочникам.
Д.Л.Щур
НИИ труда и социального страхования
Источник: www.kadrovik-praktik.ru
Подскажите, пожалуйста, при приеме на работу сотрудника, обязательно ли в названии профессии придерживаться классификатора профессий?
Подскажите, пожалуйста, при приеме на работу сотрудника, обязательно ли в названии профессии придерживаться классификатора профессий?
Ответы юристов ( 7 )
- 4987 ответов
- 2640 отзывов эксперт
Если работа сотрудника не связана с какими-либо льготами, компенсациями или ограничениями, то должность можно записать в свободной форме, без привязки к квалификационному справочнику.
Подскажите, пожалуйста, при приеме на работу сотрудника, обязательно ли в названии профессии придерживаться классификатора профессий?
Александр
Согласно статье 57 ТК РФ
ТК РФ, Статья 57. Содержание трудового договора
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
С учетом положений, с учетом положений этих справочников осуществляется тарификация работ и присвоение тарифных разрядов.
ТК РФ, Статья 143. Тарифные системы оплаты труда
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетомпрофессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Также они обязательны, если предоставляются компенсации или льготы.
- 7,7 рейтинг
- 931 отзыв эксперт
Добрый день, Александр!
Квалификационный справочник носит рекомендательный характер и является для работодателя обязательным только в том случае, если с выполнением работ по определенным профессиям или должностям связано предоставление компенсаций и льгот (дополнительный отпуск, пенсия), либо наличие ограничений (тяжелый труд и т.д.), а также при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам.
Здравствуйте! Зависит от системы оплаты труда, условий работы (вредные, опасные факторы), тарификации, квалификации.
Например, при тарифной системе оплаты труда следует учитывать следующее:
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Источник: pravoved.ru