Нарушение прав на образование примеры

Нарушение прав на образование примеры

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа – ученик – родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок. В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

Унижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия – в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

Удаление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов – учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА

Источник: xn—-7sbabh0bqfdqodn3j8b9b.xn--p1ai

Нарушение права на образование

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

Читайте также:  Амблиокор как часто можно проводить процедуры

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

Источник: www.garant.ru

Ответственность за нарушения в сфере образования

Каждому гражданину РФ гарантировано право на общедоступное и бесплатное образование. Оно реализуется путем предоставления равных прав при поступлении в учебные заведения, при проведении образовательных программ, проверке знаний. В этом материале расскажем, в чем заключается ответственность за нарушение законодательства в области образования, и кого могут привлечь за такие проступки.

В чем заключаются нарушения

Ограничить право на получение образования невозможно, так как оно гарантировано Конституцией РФ, иными нормативными и подзаконными актами. При реализации этого права, гражданам гарантируется:

  • свобода выбора образовательного учреждения, с учетом нормативных правил;
  • равенство прав, условий и требований при поступлении в учебное заведение и прохождении образовательных программ;
  • соблюдение регламентированных стандартов обучения и объективной проверки знания;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе на уважительное отношение, соответствие этике педагога, недопустимости унижения чести и достоинства, и т.д.

Практически любое нарушение в сфере образования будет являться наказуемым деянием. В статье 5.57 КоАП РФ приведен перечень проступков, за которые наступает административная ответственность:

  • нарушение (ограничение) права на безвозмездные и общедоступные услуги в образовательной сфере;
  • неправомерный отказ в приеме граждан в учебное заведение;
  • незаконное исключение из образовательного учреждения;
  • нарушения или ограничения конституционных и законных прав и свобод подопечных учеников и студентов.

Указанный список наказуемых проступков включает практически любое нарушение, с которым могут столкнуться обучающиеся лица или их законные представители. Разберем конкретные примеры нарушений, которые будут подпадать под приведенный выше перечень.

Нарушение или ограничение прав на образование

Право на бесплатное и общедоступное образование реализуется гражданами по следующим направлениям:

  • гарантированным предоставлением ребенку места в общеобразовательных школах по месту регистрации или пребывания семьи или одного из родителей;
  • равными условиями при рассмотрении заявлений граждан о поступлении в школы, вузы, иные воспитательные и образовательные заведения;
  • гарантией продолжения обучения при соблюдении правил образовательного учреждения и государственной программы, отсутствии законных оснований для отчисления.

На практике, столкнуться с отказом в зачислении или незаконным отчислением может практически каждый студент или школьник. Если такое решение руководства школы, техникума или ВУЗа было вызвано законными причинами, оснований для привлечения к ответственности не возникает.

Отказ в приеме в учебное заведение также может быть законным. Например, если подается заявление не по месту основного проживания или регистрации, а в школе отсутствуют свободные места для приема учеников, директор имеет законное право отказать в удовлетворении заявления. При поступлении в средние профессиональные или высшие учебные заведения ситуация еще строже – необходимо подтвердить определенный уровень знаний, пройти конкурс среди равнозначных заявлений и т.д. Поэтому наказание последует только при умышленном нарушении закона в сфере образования, дискриминации обучающихся или абитуриентов по каким-либо признакам.

Нарушение прав и свобод

Права и свободы обучающихся граждан также находятся под защитой закона. Перечень таких прав изложен в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • предоставление условий для образования с учетом особенностей физического и психологического развития, состояния здоровья;
  • уважение чести и достоинства, запрет на любые формы физического и психологического воздействия, насилия, оскорблений;
  • свобода совести и убеждений;
  • предоставление гарантированных периодов отпуска (каникулы) в сроки, предусмотренные законом или образовательной программой;
  • равные права на поощрение по результатам образовательных программ и дополнительных занятий;
  • иные права и свободы.

Как правило, перечисленные гарантии дублируются в уставах и иных внутренних документах учебного заведения. Каждый педагог или член коллектива образовательного учреждения знакомится с этими документами под роспись, и обязан соблюдать в текущей работе с подопечными.

При наиболее серьезных правонарушениях может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по нормам УК РФ. Например, применение силы к ученику, повлекшее причинение телесных повреждений, будет рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.

Как происходит привлечение к ответственности

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают полной дееспособностью, обязанность по защите их интересов возлагается на законных представителей (родители, опекуны, попечители), а также на следующие ведомства:

  • администрация образовательного заведения, пока ребенок находится в школе;
  • органы опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • прокуратура;
  • правоохранительные органы.
Читайте также:  Образец служебной записки о возмещении денежных средств

В зависимости от обстоятельств проступка, жалобу можно подать на конкретного педагога, директора или иного представителя администрации, на образовательное учреждение. По каждому обращению будет проводиться проверка уполномоченными органами, а также внутреннее служебное расследование. Если нарушение законодательства подтверждается, процедура привлечения к ответственности будет включать следующие стадии:

  • составление административного протокола по ст. 5.57 КоАП РФ со ссылкой на все обстоятельства проступка;
  • должностное лицо или учреждение вправе представить свои возражения непосредственно при составлении протокола, либо использовать иные средства защиты;
  • по выявленным фактам назначается служебное расследование, по итогам которого могут приниматься меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение за виновные действия);
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд, либо в иной орган, уполномоченный разбирать дела по ст. 5.57 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения административного дела, суд может применить следующие санкции:

  • по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, за нарушения или ограничения прав будет назначен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. (на должностное лицо), либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб. (на образовательное учреждение);
  • по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ будет назначена санкция на нарушения или ограничения прав и свобод – должностное лицо педагогического учреждения заплатит от 10 до 30 тыс. руб., а образовательное заведение от 50 до 100 тыс. руб.;
  • если должностное лицо (педагог, руководитель) повторно совершит повторный проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, ему грозит максимально строгая мера – дисквалификация на период от 1 до 2 лет.

Таким образом, административные санкции могут быть назначены конкретному должностному лицу, допустившему нарушение закона, так и образовательному заведению. Дисквалификация может применять только к должностным лицам, так как она заключается в лишении права заниматься образовательной деятельностью или возглавлять соответствующие учреждения. В этом случае трудовой договор подлежит расторжению по дискредитирующим обстоятельствам, которые будут указаны в трудовой книжке.

Если в действиях преподавателя, руководителя или юридического лица выявлены нарушения сразу по обеим частям ст. 5.57 КоАП РФ, они будут рассматриваться в рамках одного процесса. Однако наказание будет назначено по части, предусматривающей наиболее высокий размер штрафа.

Для применения ч. 3 ст. 5.57 КоАП РФ необходимо подтвердить критерий повторности совершения проступка. Поэтому дисквалификация может применять только при совершении нарушения в течение года с момента исполнения наказания за предыдущий проступок. Учитывая, что за первый проступок назначается только штраф, признак повторности будет аннулирован только по истечении года после полного внесения средств в бюджет.

Источник: adm-pravo.ru

Ответственность за нарушение прав ребенка

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними. Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.

Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются. Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

Основные виды прав ребенка по Конституции РФ

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Основными считаются следующие права ребенка:

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Проживать с матерью и отцом.
  3. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  4. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  5. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  6. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  7. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  8. Получение медицинской и социальной помощи.
  9. Использовать родной язык и религию родителей.
  10. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  11. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  12. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  13. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  14. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  15. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  16. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  17. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  18. Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

Согласно законодательству лицо, не достигшее совершеннолетия, является самостоятельным субъектом права. Поэтому, как и любой взрослый человек, он является индивидуальной личностью. При этом он имеет личные права.

До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.

В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.

Примеры нарушения прав

Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.

Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.

Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.

Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.

Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание.

Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование.

Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания. Ведь все дети имеют имущественные права. При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты. Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.

Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала. Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.

Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.

Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности.

На самом деле права детей регламентированы законом. Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:

  • сам отпрыск;
  • мать либо отец;
  • другой родственник;
  • сосед;
  • преподаватель;
  • любое другое лицо.
Читайте также:  Отличия производства суда первой инстанции от апелляционной

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.

Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.

Заключение

Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.

Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.

Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.

Источник: zakonsovet.com

Ответственность за нарушения в сфере образования

Каждому гражданину РФ гарантировано право на общедоступное и бесплатное образование. Оно реализуется путем предоставления равных прав при поступлении в учебные заведения, при проведении образовательных программ, проверке знаний. В этом материале расскажем, в чем заключается ответственность за нарушение законодательства в области образования, и кого могут привлечь за такие проступки.

В чем заключаются нарушения

Ограничить право на получение образования невозможно, так как оно гарантировано Конституцией РФ, иными нормативными и подзаконными актами. При реализации этого права, гражданам гарантируется:

  • свобода выбора образовательного учреждения, с учетом нормативных правил;
  • равенство прав, условий и требований при поступлении в учебное заведение и прохождении образовательных программ;
  • соблюдение регламентированных стандартов обучения и объективной проверки знания;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе на уважительное отношение, соответствие этике педагога, недопустимости унижения чести и достоинства, и т.д.

Практически любое нарушение в сфере образования будет являться наказуемым деянием. В статье 5.57 КоАП РФ приведен перечень проступков, за которые наступает административная ответственность:

  • нарушение (ограничение) права на безвозмездные и общедоступные услуги в образовательной сфере;
  • неправомерный отказ в приеме граждан в учебное заведение;
  • незаконное исключение из образовательного учреждения;
  • нарушения или ограничения конституционных и законных прав и свобод подопечных учеников и студентов.

Указанный список наказуемых проступков включает практически любое нарушение, с которым могут столкнуться обучающиеся лица или их законные представители. Разберем конкретные примеры нарушений, которые будут подпадать под приведенный выше перечень.

Нарушение или ограничение прав на образование

Право на бесплатное и общедоступное образование реализуется гражданами по следующим направлениям:

  • гарантированным предоставлением ребенку места в общеобразовательных школах по месту регистрации или пребывания семьи или одного из родителей;
  • равными условиями при рассмотрении заявлений граждан о поступлении в школы, вузы, иные воспитательные и образовательные заведения;
  • гарантией продолжения обучения при соблюдении правил образовательного учреждения и государственной программы, отсутствии законных оснований для отчисления.

На практике, столкнуться с отказом в зачислении или незаконным отчислением может практически каждый студент или школьник. Если такое решение руководства школы, техникума или ВУЗа было вызвано законными причинами, оснований для привлечения к ответственности не возникает.

Отказ в приеме в учебное заведение также может быть законным. Например, если подается заявление не по месту основного проживания или регистрации, а в школе отсутствуют свободные места для приема учеников, директор имеет законное право отказать в удовлетворении заявления. При поступлении в средние профессиональные или высшие учебные заведения ситуация еще строже – необходимо подтвердить определенный уровень знаний, пройти конкурс среди равнозначных заявлений и т.д. Поэтому наказание последует только при умышленном нарушении закона в сфере образования, дискриминации обучающихся или абитуриентов по каким-либо признакам.

Нарушение прав и свобод

Права и свободы обучающихся граждан также находятся под защитой закона. Перечень таких прав изложен в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • предоставление условий для образования с учетом особенностей физического и психологического развития, состояния здоровья;
  • уважение чести и достоинства, запрет на любые формы физического и психологического воздействия, насилия, оскорблений;
  • свобода совести и убеждений;
  • предоставление гарантированных периодов отпуска (каникулы) в сроки, предусмотренные законом или образовательной программой;
  • равные права на поощрение по результатам образовательных программ и дополнительных занятий;
  • иные права и свободы.

Как правило, перечисленные гарантии дублируются в уставах и иных внутренних документах учебного заведения. Каждый педагог или член коллектива образовательного учреждения знакомится с этими документами под роспись, и обязан соблюдать в текущей работе с подопечными.

При наиболее серьезных правонарушениях может грозить не только административная, но и уголовная ответственность по нормам УК РФ. Например, применение силы к ученику, повлекшее причинение телесных повреждений, будет рассматриваться как преступление против жизни и здоровья.

Как происходит привлечение к ответственности

Поскольку несовершеннолетние дети не обладают полной дееспособностью, обязанность по защите их интересов возлагается на законных представителей (родители, опекуны, попечители), а также на следующие ведомства:

  • администрация образовательного заведения, пока ребенок находится в школе;
  • органы опеки и попечительства;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • прокуратура;
  • правоохранительные органы.

В зависимости от обстоятельств проступка, жалобу можно подать на конкретного педагога, директора или иного представителя администрации, на образовательное учреждение. По каждому обращению будет проводиться проверка уполномоченными органами, а также внутреннее служебное расследование. Если нарушение законодательства подтверждается, процедура привлечения к ответственности будет включать следующие стадии:

  • составление административного протокола по ст. 5.57 КоАП РФ со ссылкой на все обстоятельства проступка;
  • должностное лицо или учреждение вправе представить свои возражения непосредственно при составлении протокола, либо использовать иные средства защиты;
  • по выявленным фактам назначается служебное расследование, по итогам которого могут приниматься меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, увольнение за виновные действия);
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд, либо в иной орган, уполномоченный разбирать дела по ст. 5.57 КоАП РФ.

По итогам рассмотрения административного дела, суд может применить следующие санкции:

  • по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, за нарушения или ограничения прав будет назначен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. (на должностное лицо), либо в сумме от 100 до 200 тыс. руб. (на образовательное учреждение);
  • по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ будет назначена санкция на нарушения или ограничения прав и свобод – должностное лицо педагогического учреждения заплатит от 10 до 30 тыс. руб., а образовательное заведение от 50 до 100 тыс. руб.;
  • если должностное лицо (педагог, руководитель) повторно совершит повторный проступок, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, ему грозит максимально строгая мера – дисквалификация на период от 1 до 2 лет.

Таким образом, административные санкции могут быть назначены конкретному должностному лицу, допустившему нарушение закона, так и образовательному заведению. Дисквалификация может применять только к должностным лицам, так как она заключается в лишении права заниматься образовательной деятельностью или возглавлять соответствующие учреждения. В этом случае трудовой договор подлежит расторжению по дискредитирующим обстоятельствам, которые будут указаны в трудовой книжке.

Если в действиях преподавателя, руководителя или юридического лица выявлены нарушения сразу по обеим частям ст. 5.57 КоАП РФ, они будут рассматриваться в рамках одного процесса. Однако наказание будет назначено по части, предусматривающей наиболее высокий размер штрафа.

Для применения ч. 3 ст. 5.57 КоАП РФ необходимо подтвердить критерий повторности совершения проступка. Поэтому дисквалификация может применять только при совершении нарушения в течение года с момента исполнения наказания за предыдущий проступок. Учитывая, что за первый проступок назначается только штраф, признак повторности будет аннулирован только по истечении года после полного внесения средств в бюджет.

Источник: adm-pravo.ru