Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Акт камеральной проверки может быть вручен позже установленного срока

Indypendenz / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что вручение акта камеральной налоговой проверки позже пяти дней с даты его подписания не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не может повлиять на решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (письмо ФНС России от 8 декабря 2017 г. № ЕД-4-15/24930@).

В рассмотренном примере налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года. В рамках данной проверки был вызван на допрос генеральный директор ООО, а также направлено требование о представлении документов (информации). По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки. Представителю ООО он был вручен в июне 2017 года, то есть позже установленного в Налоговом кодексе срока. В данном случае налоговики считают, что просрочка не может послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса). При этом акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В свою очередь акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и по ним должно быть принято соответствующее решение (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В то же время нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Источник: www.garant.ru

Нарушение срока камеральной проверки

Даниил Копаев, старший консультант департамента налогового
и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»

Опубликовано в “Финансовой газете” (14.05.2009)

Зачастую на практике, налоговые органы выходят за пределы времени, установленного для проведения камеральной проверки. В данной статье мы рассмотрим последствия таких нарушений.

Отметим, что с 01 января 2009 г. уточнен, момент, с которого отсчитывается срок проведения камеральной проверки. Теперь она проводится в течение трех месяцев со дня предоставления только декларации, а не со дня предоставления декларации и всех документов как это было ранее.

Какие же последствия наступают при нарушении указанного срока? Так, в соответствии в пунктом 9 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 г. № 71 проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней. Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Так, при взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества организации. Причем, по мнению судей, данный срок является пресекательным.

Отметим, что само по себе, рассматриваемое Информационное письмо несколько устарело, хотя и по прежнему действует. Так судьи отмечают следующий порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога, который не может быть пропущен:

Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается специального срока для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки (в пределах трех месяцев).

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Срок на обращение в суд надлежит исчислять по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования.

В настоящее время произошли некоторые изменения, их мы рассмотрим подробнее и подсчитаем реальный срок в течение которого может быть взыскан налог по результатам проведения камеральной проверки. В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Исходя из пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Кроме того, организация вправе предоставить письменные возражения по акту проверки. Сделать это нужно в течение 15 дней с даты его получения. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ по акту и представленным письменным возражениям налогоплательщика руководителем налогового органа должно быть вынесено решение по результатам рассмотрения налоговой проверки в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.

Далее, в соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. А решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (пункт 9 статьи 101 НК РФ). Кроме того, согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Исходя из изложенного, налог не подлежит взысканию по результатам проведения камеральной проверки, если с даты начала ее проведения (даты предоставления декларации) прошло – 9 мес. и 75 дн.(3 мес. + 10 дн. + 5 дн. + 15 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 10 дн. + 5 дн. + 10 дн. + 6 мес.).

Читайте также:  Job offer – пример, что это такое

Более того, нарушение срока камеральной проверки может привести налоговые органы и к другим негативным последствиям. Так проведение камеральной проверки за пределами, установленными пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ ни что иное как нарушение налогового законодательства. При этом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах. А должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 1 статьи 33 НК РФ).

А за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (пункт 3 статьи 35 НК РФ). Т.е. данные лица могут быть привлечены и к административной ответственности.

К тому же пунктом 2 статьи 22 НК РФ на должностных лиц налоговых органов также возложена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), предусмотренная федеральными законами.

Исходя из статьи 12 Закона от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, если же нарушение срока камеральной проверки привело к убыткам (например, в результате нарушения данного срока произошла задержка в возмещении налога, что привело к неблагоприятным последствиям) то, налоговые органы можно привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК РФ.

Источник: www.audit-it.ru

Налоговое правонарушение есть, но акт составлен с опозданием

При выявлении факта нарушения законодательства о налогах и сборах не в рамках проведения налоговой проверки инспекция должна составить соответствующий акт. Он является отправной точкой для всех последующих действий по привлечению нарушителя к ответственности. На практике встречаются ситуации, когда налоговики нарушают срок, отведенный для составления этого акта. По мнению ФНС России, такая оплошность не должна влиять на установленные процедурные сроки (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения) и уж тем более на сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности. Исключение — случай, когда решение вынесено за пределами срока давности. Такая позиция содержится в письме ФНС России от 01.02.2018 № СА-4-7/1894@.

Для нарушений (за исключением предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), обнаруженных в ходе иных мероприятий налогового контроля (не в рамках налоговой проверки), порядок привлечения к ответственности установлен в ст. 101.4 НК РФ. Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 100.1 НК РФ.

Процедура привлечения к ответственности

В пункте 1 ст. 101.4 НК РФ сказано, что, выявив правонарушение, налоговики в течение десяти дней должны составить соответствующий акт. Этот акт вручается нарушителю. А если он уклоняется от вручения, акт направляется по почте и считается полученным на шестой день со дня его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

С момента получения акта налогоплательщику отводится один месяц на представление письменных возражений (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). По истечении этого срока в течение десяти дней руководитель налогового органа рассматривает акт и возражения нарушителя (п. 6 ст. 101.4 НК РФ). Результатом является вынесение решения либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 8 ст. 101.4 НК РФ). На основании вынесенного решения нарушителю выставляется требование об уплате штрафных санкций (п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Оно должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения, если в требовании не указан более продолжительный период(п. 4 ст. 69 НК РФ).

Если требование в установленный срок не исполнено, налоговики осуществляют принудительное взыскание штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а при их недостаточности — за счет его имущества (п. 1, 7 ст. 46 НК РФ). При этом решение о взыскании за счет денежных средств может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании (п. 31 ст. 46 НК РФ). А решение о взыскании налога за счет имущества — в течение одного года после истечения срока исполнения требования (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Нарушение сроков

Допустим, налоговики выявили, что компания совершила правонарушение, но акт об этом составили за пределами десятидневного срока, установленного п. 1 ст. 101.4 НК РФ. Как в этом случае отсчитываются процедурные сроки?

В комментируемом письме специалисты ФНС России пришли к выводу, что не вовремя составленный акт о правонарушении не изменяет сроки на принудительное взыскание налоговых санкций. При этом с момента окончания десяти дней, установленных п. 1 ст. 101.4 НК РФ, производится исчисление последующих процедурных сроков (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения, принятия решения и выставления требования).

Такой вывод налоговики аргументировали правовой позицией, изложенной Пленумом ВАС РФ в п. 31 постановления от 30.07.2013 № 57. Она заключается в том, что несоблюдение налоговым органом отдельных процедурных сроков, в том числе установленных ст. 101.4 НК РФ, не меняет порядок исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. В этом случае при применении принудительных мер сроки совершения процедурных действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного суда РФ от 20.04.2017 № 790-О.

Также специалисты налоговой службы привели разъяснения Минфина России, содержащиеся в письме от 05.04.2016 № 03-02-07/2/19174. В нем финансисты указали, что Налоговым кодексом не предусмотрены основания, при которых указанный в п. 1 ст. 101.4 НК РФ срок может быть восстановлен.

Итак, из сказанного налоговиками следует, что пропуск срока для составления акта о правонарушении не является основанием для освобождения налогоплательщика от штрафных санкций. При этом для решения вопроса о возможности его привлечения к ответственности отсчет процедурных сроков должен вестись не от фактической даты составления акта о выявленном правонарушении, а от даты, когда он должен был быть составлен в соответствии с требованиями НК РФ.

Срок давности

Налоговым кодексом установлен срок давности для привлечения налогоплательщиков к ответственности. Для всех налоговых правонарушений (за исключением установленных ст. 120 и 122 НК РФ) этот срок составляет три года со дня их совершения (п. 1 ст. 113 НК РФ).

На практике возможна ситуация, когда акт о выявленном правонарушении составлен налоговиками незадолго до окончания срока давности. Возможно ли в этом случае применение штрафных санкций?

В комментируемом письме налоговики отметили, что для исчисления срока давности моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, соответствующего решения. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 № 7473/13 истекший срок давности восстановлению не подлежит. Исходя из этого, специалисты ФНС России указали, что в случае истечения срока давности применение штрафных санкций является необоснованным.

Таким образом, при вынесении решения о привлечении к ответственности налоговики должны соблюсти процедурные сроки (для вручения акта, подачи возражений, их рассмотрения), установленные ст. 101.4 НК РФ. И если в результате решение оказалось вынесенным за пределами срока давности, оштрафовать налогоплательщика нельзя.

Источник: www.eg-online.ru

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

До публикации настоящей статьи о камеральных проверках мы попросили выразить мнение об этих проверках налогового адвоката Тылика Павла. Вот, что думает Тылик П.Ю. об этих проверках:

Читайте также:  Квартирное рейдерство — Выкуп долей квартир в Москве

«На сегодняшний день можно костатировать тот факт, что камеральные проверки по своей сути стали похожи на выездные.

Из чего я делаю этот вывод? Объясню через события, которые происходят в налоговой сфере в настоящее время.

  1. Количество выездных налоговых проверок в настоящее время сократилось не только в разы, а в десятки раз. Ими в настоящее время охвачено не более 1 процента (против 12-15 в прошлые времена) от числа налогоплательщиков и количество проверяемых продолжает уменьшаться.
  2. Сумма доначисленных налоговых платежей в 2016 году составила около 180 млрд. рублей. А в 2017 году сумма доначисленного возросла до 360 млрд рублей. Ответьте на вопрос, каким таким чудесным образом с учетом уменьшения количества охваченных ВНП произошло такое резкое увеличение доначислений? Конечно, через камералки.
  3. Что помогло налоговикам произвести такие доначисления? Их системы контроля, например, АСК НДС-2. Т.е. они в недрах своей системы, не выходя на проверку, через автоматическую систему контроля проверяют налогоплательщика и составляют самые обычные Акты камеральных проверок, а затем присылают их налогоплательщику сначала в виде просьбы предоставить документы, затем в виде просьбы прийти на комиссию, затем в виде просьбы доплатить по сомнительным контрагентам НДС, а затем и налог на прибыль.
  4. Если налогоплательщик не соглашается это сделать, то налоговики методами, которые ранее использовались ими исключительно в рамках ВНП, производят расследования и доначисляют.
  5. Естественно, в этом случае они допускают много нарушений, как по способу доказывания, так и по срокам, чего ранее, примерно до 2014 года не могло быть по определению: суды вставали на защиту налогоплательщика и признавали такие действия, например, как выход за сроки проведения камералки, налоговиков незаконными. Сегодня суды говорят о том, что сроки камеральных проверок носят организационный характер и выход за сроки таких проверок не приводят к нарушению прав налогоплательщика.

Вот вкратце все замечания. О том, как налоговики осуществляют подготовку к проведению ВНП, а значит и камеральных проверок рекомендую почитать мою статью «Выездная налоговая проверка: когда ее можно ожидать и можно ли избежать»

Можно ли в таких условиях отстаивать свои права? Можно. Главное не упустить нужный момент и начать обеспечить свою защиту вовремя. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Вот как-то так. Спасибо за ваши вопросы»

А теперь предлагаем читателю к прочтению статью о камеральных проверках нашего редактора.

Камеральная проверка (КП) представляет собой упрощенный (сравнительно с выездной проверкой) тип контроля. В абсолютном большинстве случаев она проходит без физического участия проверяемого лица. Проверочные мероприятия выполняются инспектором непосредственно на его рабочем помещении по имеющимся в распоряжении ИФНС документам (посещение проверяемого лица разрешено при проверке его декларации НДС).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки производится в форме акта налоговой проверки.

«Камералка» не является истиной в последней инстанции. Если по результатам КП в функционировании компании не выявлено никаких проблем с уплатой налогов, таковые впоследствии могут быть обнаружены налоговиками в процессе любой выездной проверки, которая производится в более углубленном варианте.

Налогоплательщик в таком случае не сможет ссылаться на установленное при «камералке» отсутствие нарушений, даже если она уже была предметом судебного рассмотрения. Такова позиция Конституционного суда РФ, выраженная им в Определении № 571-О от 10.03.2016 года.

Структура и содержание акта проверки

Акт налоговой проверки обновлен налоговиками в 2015 г. (приказ ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@). Были слиты в едином документе формы двух ранее использовавшихся налоговиками актов (в т.ч., по «камералке»). Также были детализированы требования к основному содержанию и структуре единого акта.
Именно нарушения структуры и содержания текста акта КП часто становятся предметом судебных споров с налоговиками.

Следует понимать, что далеко не все допущенные нарушения судебные органы могут признать существенными, влияющими на выводы суда.

По новым правилам, оформление акта может производиться как в бумажной, так и в новой электронной форме. При использовании бумажного носителя, его можно заполнить как рукописным способом, так и с использованием принтера. Использование иной печатной техники не предусмотрено. Распечатанные листы следует пронумеровать вместе с приложениями, заверить подписью начальника ИФНС и прошнуровать.

Не разрешается составление документа на каких-либо языках, кроме русского. Если в тексте используются аббревиатуры и сокращения, то первоначально их следует указать в полной расшифрованной форме.
Любые суммы в иностранной валюте, должны одновременно иметь указание на рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ.

Исправления в документе недопустимы, однако их можно заверить подписями инспектора и налогоплательщика. Особо отмечено на запрет использования любых корректоров текста.

Структура акта разделена на три основные части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную (итоговую).

Вводная часть предусматривает отражение даты подписания акта инспектором ФНС, наименования проверяемого лица (как в полной, так и в сокращенной формах), даты представления проверяемой декларации или иных документов, а также перечень этих документов, если они представлялись налогоплательщиком в рамках КП.

Также к вводной части относятся графы для указания проверяемого периода времени и сведений о проверяемых налогов.

Заканчивается вводная часть отметкой о датах старта и завершения КП, а также проведенных в ее рамках контрольных мероприятиях.

В описательной (установочной) части акта предусматривается подробное указание на документально доказанные нарушения, смягчающие и отягчающие вину факты.
Заканчивается акт итоговой (резолютивной) частью, в которой отражаются:

  • выводы и предложения инспектора о возможных способах ликвидации допущенных нарушений;
  • ссылки на нормы, по которым квалифицируются такие нарушения.

Обязательным признается перечисление в акте всех должностных лиц, принявших участие в проведении КП.
Оформленный документ подписывается в 2-х экземплярах всеми участниками процесса. При отказе от оставления автографа, в акте камеральной проверки производится соответствующая отметка, а копия отправляется проверяемому лицу почтой.

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.

Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п.1 ст.100 НК РФ, недействительными.

Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п.5 ст.100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.

Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.

В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 года).

Читайте также:  Юрист по защите прав потребителей в Челябинске

Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).

Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п.29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).
Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года. Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.

В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.

Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки

А поможет ли налогоплательщику игнорирование руководителем ИФНС срока на принятие итогового решения? Напомним, что на это действие ему отведено по умолчанию 10 дней с того момента, как налогоплательщик утрачивает право на представление возражений.

К сожалению, даже грубое нарушение этого срока обычно не принимается во внимание судьями и не считается важным, способным повлиять на исход дела.

Совсем недавно ВС РФ вынес свой вердикт, в котором рассмотрел аналогичную ситуацию и указал, что нарушение указанного срока никак не влияет на права налогоплательщика, следовательно — не влечет отмену решения по КП (определение № 301-КГ16-14880 от 14 ноября 2016 года).

Источник: nalog-blog.ru

Что делать, если нарушены сроки камеральной проверки

В какие сроки производится камеральная проверка 3-НДФЛ

Камеральная проверка деклараций, в том числе и 3-НДФЛ, производится в течение 3 месяцев с их поступления в соответствующий налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если представляется уточненная декларация, то текущая проверка закрывается и открывается другая — по вновь сданной отчетности. Ее продолжительность также 3 месяца, но отсчитывается этот срок со дня поступления уточненки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, причиной, по которой период камеральной проверки 3-НДФЛ больше 3 месяцев, является сдача уточненной декларации.

При выявлении несоответствий в представленной налогоплательщиком отчетности налоговая служба может запросить у него дополнительные разъяснения, документы или уточнения (п. 3 ст. 88 НК РФ). При запросе разъяснений и прочих материалов продолжительность проверки остается в установленном трехмесячном интервале. А вот потребность во внесении уточнений означает сдачу уточненки, обновление срока представления отчетности и в итоге нахождение камеральной проверки в процессе больше 3 месяцев.

Как узнать статус проверки 3-НДФЛ

Сведения по форме 3-НДФЛ сдаются либо через личный кабинет налогоплательщика, либо на бумажном носителе по почте или при посещении отделения ФНС. Если декларация отправлялась через кабинет, то в нем же проверяется и статус ее проверки. Для этого нужно зайти в раздел «Жизненные ситуации», нажать на ссылку «Подать декларацию 3-НДФЛ» и она переведет вас в подраздел «Налоговая декларация по НДФЛ». Внизу будет перечень сданной отчетности по этому налогу с указанием стадии ее проверки. Информация в электронном кабинете может обновляться раз в 7-10 дней — этот факт стоит учитывать это при контроле статуса проверяемой декларации.

Если же отчетность по НДФЛ представлена на бумажном носителе, то с запросом, почему камеральная проверка длится больше 3 месяцев, придется обращаться напрямую к ответственному налоговому инспектору. Для этого:

  1. На сайте того подразделения ИФНС, в которое была сдана декларация, найдите контакты камерального отдела по 3-НДФЛ или общего отдела.
  2. В данных отделах уточните Ф.И.О. и телефон инспектора и уже у него узнайте стадию проверки декларации. Чтобы инспектор смог найти нужную вам информацию, ему понадобятся ваши Ф.И.О., ИНН и дата подачи отчетности.

По каким причинам проверка декларации может длиться более 3 месяцев

Помимо получения уточненной отчетности у налогового органа нет никаких причин для срыва сроков проверки. Даже если не получены запрошенные материалы, налоговики всё равно должны закрыть камеральную проверку и составить акт с указанием факта неполучения пояснений или документов (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Часто налоговые инспекторы в устных разговорах в качестве причин указывают отсутствие ответственного сотрудника по причине его отпуска, болезни и т. п.; технические сбои; сильную загруженность. Но это не является причиной для продления сроков, поэтому если камеральная проверка длится больше 3 месяцев и устное общение с инспекторами ни к чему не приводит, жалуйтесь на бездействие.

Куда обратиться с жалобой на нарушение сроков камеральной проверки

Итак, продолжительность камеральной проверки больше 3 месяцев – что делать? Если вы контролируете проверку декларации, то скорее всего, ждете возврата налога. А он возвращается через месяц со дня получения ИФНС заявления на возврат, но не раньше чем через месяц после вынесения решения по проверке соответствующей отчетности (п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 21.02.2017 N 03-04-05/9949).

То есть возврат возможен не раньше чем через 4 месяца после поступления отчетности в ИФНС. Следовательно, жаловаться на нарушение сроков проведения камеральной проверки налоговым органом разумнее только после того, как эти 4 месяца истекут.

Подача электронной жалобы производится в кабинете налогоплательщика. Для этого нужно зайти в подраздел «Жалоба на акты, действия (бездействия) должностных лиц» нажав на ссылку «Прочие ситуации» в разделе «Жизненные ситуации».

Рассмотрение длится до 30 дней, но обычно ответственное подразделение ИФНС реагирует быстрее, чем приходит ответ на жалобу.

Также есть возможность отправить простое сообщение о срыве сроков проведения проверки и возврата НДФЛ через nalog.ru, а именно через раздел «Иные обращения». Оно будет рассмотрено в те же сроки, что и электронная жалоба.

Жалобу можно направить в налоговый орган также и в бумажном варианте (напрямую или по почте). Срок рассмотрения одинаковый — 30 дней.

Как получить компенсацию за нарушение сроков

Что делать, если нарушены сроки камеральной проверки и возврата НДФЛ? Возможно ли получение компенсации? Да, возможно.

Если с представления 3-НДФЛ до даты возврата налога прошло более 4 месяцев, то за каждый день просрочки, начинающийся после истечения этого периода, можно получить денежную компенсацию. Для этого необходимо подать заявление на выплату процентов за нарушение сроков возврата по НДФЛ, приложив к нему копии (сканы) сданных деклараций, заявления на возврат и банковскую распечатку с указанием даты получения возврата по НДФЛ.

Расчет компенсации производится путем перемножения суммы возвращаемого НДФЛ, числа просроченных дней и ставки рефинансирования, разделенной на 360 дней.

За компенсацию, полученную за несвоевременно возвращенный НДФЛ, нужно отчитаться по форме 3-НДФЛ и уплатить с нее 13% налога.

Срок камеральной проверки по 3-НДФЛ составляет 3 месяца. При подаче уточненки этот срок обновляется. Возврат НДФЛ производится в течение месяца после окончания проверки. Следовательно, общий срок возврата составляет 4 месяца. При нарушении сроков подается жалоба на бездействие ИФНС, при желании формируется заявление на выплату денежной компенсации.

Больше полезной информации по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Источник: nsovetnik.ru