Требование наличия членства в СРО

Когда заказчик не должен устанавливать требование о членстве подрядчика в СРО

Заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, осуществляет закупку работ по текущему ремонту внутренней инженерной системы электроснабжения. Должен ли заказчик устанавливать требование о наличии у участников закупки членства в СРО и свидетельства о допуске к работам?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В отношении работ, связанных с безопасностью объектов капитального строительства, такие требования устанавливаются Градостроительным кодексом РФ (далее также – ГрК РФ).

Обратим внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона № 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также – СРО) свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.

Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии указанных свидетельств у участников закупки соответствующих работ.

С 1 июля 2017 года согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, по общему правилу должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО. Работы по договорам указанных видов, заключенным с иными лицами, могут выполняться лицами, не являющимися членами таких СРО.

Таким образом, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства заказчик, относящийся к категориям лиц, указанных в ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, как правило, обязан устанавливать требование к участникам закупки о наличии у них членства в СРО.

Заметим, что из этого правила существует ряд исключений. В частности, членство в СРО не требуется для выполнения строительных работ любыми подрядчиками, если размер обязательств по одному договору не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ), а также для отдельных категорий подрядчиков, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, при выполнении любых работ по договорам строительного подряда.

Однако в любом случае требование, вытекающее из ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, в части ремонтных работ распространяется только на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек – п. 10 ст. 1 ГрК РФ). Необходимости членства в СРО для выполнения работ по текущему ремонту законом не установлено.

Отметим, что в период, когда действовало требование о наличии выданных СРО допусков к выполнению определенных видов работ, установленное в отношении тех же самых видов работ, для выполнения которых в настоящее время необходимо членство в СРО, правоприменительная практика однозначно стояла на позиции отсутствия необходимости наличия таких свидетельств о допуске для выполнения работ по текущему ремонту (смотрите также решение ФАС России от 14.12.2016 № К-1982/16, решение Воронежского УФАС России от 30.03.2017 № 192-з, постановление Восьмого ААС от 11.05.2017 № 08АП-3456/17).

Таким образом, текущий ремонт объекта капитального строительства, в том числе ремонт его внутренней инженерной системы электроснабжения, не требует наличия у подрядчика членства в саморегулируемой организации. Соответственно, при закупке таких работ заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупки, вытекающие из необходимости у них членства в СРО.

К сведению:
Пункт 14.2 ст. 1 ГрК РФ определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий ремонт определяется как комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию (п. 3.12 Свода правил СП255.1325800.2016 “Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения”, утвержденного приказом Минстроя России от 24.08.2016 № 590/пр).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник: www.garantexpress.ru

Статьи

СРО при закупках по 44-ФЗ

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Алименты с безработного в Украине как рассчитываются и начисляются

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. “п” п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Источник: 44fz.ru

Требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года

Масштабные изменения в деятельности СРО, которые произошли после принятия №372-ФЗ и вступили в силу со третьего квартала 2017 года, затронули все виды саморегулируемых организаций. Однако, наиболее существенное влияние они оказали на подрядные компании. Поэтому не удивительно, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года поменялись в первую очередь.

Причины разработки №372-ФЗ

Саморегулируемые организации, действующие в строительной отрасли, начали работать в РФ в 2010 году. Как и любое масштабное мероприятие, далеко не все задачи, которые стояли перед разработчиками действовавшего ранее №315-ФЗ, удалось решить одинаково успешно. Накопленный за годы работы СРО опыт позволил разработать новый Федеральный закон №372-ФЗ, который был подписан Президентом в июле 2016 года.

Естественно, подготовка и принятие настолько масштабных изменений в деятельности СРО вызвало вполне ожидаемое бурное обсуждение не только среди строителей, но и среди изыскателей, проектировщиков, заказчиков и застройщиков. Другими словами – практически всех участников рынка в строительной сфере.

Несмотря на далеко не всегда однозначные оценки, №372-ФЗ был принят, а с июля 2017 года вступил в силу. Практика его внедрения показала, что многие из нововведений оказались вполне эффективными, хотя и не все. В любом случае, работа относящихся к строительству СРО с 1 июля 2017 года очень заметно и существенно изменилась.

Основные новшества №372-ФЗ

Разработка и внедрение №372-ФЗ привели к тому, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года сильно поменялись. Наиболее серьезные корректировки следует рассмотреть подробнее.

Территориальный фактор

Значительная часть поправок, внесенных №372-ФЗ, касается Градостроительного кодекса. К числу самых весомых следует отнести введение территориального принципа, по которому должны формироваться действующие в сфере строительства СРО с 1 июля 2017 года.

Это означает, что подрядная организация имеет право вступать и состоять только в том объединении, которое зарегистрировано в том же субъекте РФ. Данное изменение имеет отношение исключительно к строительным подрядчикам, что не удивительно, так как далеко не в каждом регионе созданы собственные СРО изыскателей и проектировщиков.

В то же время, количество субъектов РФ без строительной саморегулируемой организации крайне мало. По состоянию на начало 2018 к подобным регионам относились: Чукотский АО и Еврейская АО. По правилам, установленным №372-ФЗ, подрядчики из этих субъектов получили право вступать в СРО, созданные в граничащих с ними регионах.

Главной целью подобного нововведения стала ликвидация многочисленных фиктивных СРО, которые принимали членов со всей страны. Многие из таких объединений, по сути, не осуществляли никакой деятельности, за исключением сбора взносов и выдачи выписок из реестра. Естественно, говорить в подобной ситуации о каких-либо контролирующих функциях было бы неправильным. После введения территориального механизма формирования отслеживать такие СРО стало намного проще, а многие из них практически сразу же прекратили деятельность.

Обязанность по участию в СРО

Вторым не менее важным нововведением №372-ФЗ стало изменений условий, при которых участие в СРО является обязательным для хозяйствующего субъекта. В указанном нормативном документе достаточно четко прописаны как случаи, когда требуется членство в профобъединении, так и ситуации, когда необходимость вступать в СРО отсутствует.

Кто должен вступать в СРО

По условиям нового ФЗ становиться членами СРО обязаны те участники строительной отрасли, которые планируют заниматься:

подписанием договоров подряда и генерального подряда, сумма которых может превышать 3 млн. руб.;

заключением прямых контрактов с организациями, эксплуатирующими ЗиС, техзаказчиками, инвесторами и застройщиками;

участием в финансируемых с участием федерального бюджета программах путем сотрудничества с операторами в регионах. В качестве примера подобных проектов можно привести программу сноса и расселения жилья, которое признано аварийным или ветхим, а также программу капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда;

изысканиями, разработкой проекта или строительством, выступая одновременно и в роли заказчика;

участием в различного рода госзакупках, которые организуются и осуществляются по №223-ФЗ и №44-ФЗ.

Одним из новшеств №372-ФЗ стал термин “технический заказчик”. Хозяйствующий субъект, который выступает в этой роли, также должен вступать в СРО. К числу наиболее важных функций, которыми обычно наделяется техзаказчик, относятся такие:

подготовка и подписание договоров на проведение изысканий, разработку ПСД, осуществление работ по реконструкции, капремонту и строительству;

предоставление заданий участникам реализации инвестиционного проекта, а также необходимых им для работы исходных документов;

утверждение и согласование разработанной проектно-сметной документации;

проверка и подписание текущей исполнительной и приемо-сдаточной документации;

подготовка и сдача документов, требующихся для ввода построенного, реконструированного или отремонтированного объекта в эксплуатацию;

другие задачи, исходя из требований законодательства и подписанного договора на осуществление функций техзаказчика.

Кто не должен вступать в СРО

От необходимости участия в профобъединении освобождены те хозяйствующие субъекты, которые являются:

подрядчиками и субподрядчиками, осуществляющими деятельность по договорам, величина которых не превышает 3 млн. рублей;

унитарными предприятиями, на половину и более принадлежащими государству. Это в равной степени касается как муниципальных, так и государственных УП;

ГУПы и МУПы, которые выступают как техзаказчики или подрядчики и заключают договоры с госучреждениями, органами власти и корпорациями;

Читайте также:  Если поймают на работе без патента

физлицами, которые осуществляют строительство, реконструкцию или капремонт домов, которые относятся к индивидуальной жилой застройке;

подрядчиками, ведущими любые виды работ на некапитальных постройках и сооружениях.

Приведенные выше условия участия и неучастия в СРО наглядно показывают, что большое число различных организаций, имеющих не очень серьезные обороты, после введения в действие №372-ФЗ освобождены от обязательного членства в профильных объединениях. Это утверждение в равной степени касается как непосредственно строителей, так и намного менее многочисленных проектировщиков и изыскателей.

Кроме того, заметно снижает бюрократическую нагрузку на работающие на строительном рынке хозяйствующие субъекты отмена допусков СРО, вместо которых были введены выписки из реестра СРО. Другими словами, теперь нет необходимости дополнительно оформлять документы, так как достаточно простого членства в профобъединении.

Формирование второго КФ

Наиболее заметным изменением, которое касается финансовой составляющей участия в СРО, является создание второго компенсационного фонда. По сути, правильнее говорить о разделении существующего КФ на две части, так как минимальная величина взноса, составляла ранее 300 тыс. рублей в один компфонд, а сейчас – аналогичную сумму, но уже в два КФ. При этом средства делятся таким образом: 100 тыс. рублей направляется в действующий и ранее КФ ВВ (возмещение вреда), а 200 тыс. рублей – во вновь создаваемый КФ ОДО (обеспечение договорных обязательств).

Важно отметить, что величина платежей определяется с учетом двух ключевых параметров – вида деятельности (для строительства установлены более серьезные взносы в компфонды, чем для изыскательства и проектирования, что вполне логично) и уровня ответственности, который зависит от максимальной суммы договоров, которые планирует заключать участник СРО.

Действующий размер выплат в оба вида КФ СРО в 2018 году для участников профобъединений представлен в нижеследующей таблице.

Уровень ответственности Величина договора млн. руб. Величина платежа в КФ ВВ, млн. руб. Величина платежа в КФ ОДО, млн. руб. Общий размер взносов, млн. руб.
1 до 60 0,1 0,2 0,3
2 до 500 0,5 2,5 3,0
3 до 3 000 1,5 4,5 6,0
4 до 10 000 2,0 7,0 9,0
5 10 000 и свыше 5,0 25,0 30,0

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, финансовая нагрузка, вызванная необходимостью создания КФ, на средние и мелкие подрядные организации не выросла. Более того, для компаний, заключающих договоры на сумму от 10 до 60 млн. рублей, она даже несколько снизилась – с 0,5 млн. руб. до 0,3 млн. руб.

Для всех более крупных участников рынка платежи резко, то есть в 3 раза, возросли. Именно этот момент признается большинством специалистов самым негативным нововведением №372-ФЗ.

Создание НРС

Последним важным новшеством, непосредственно затронувшим требования СРО к потенциальным членам, является создание двух НРС (Национальных реестров специалистов). Первый включает строительных специалистов, а второй – проектировщиков и изыскателей.

Теперь для вступления в СРО среди персонала организации-соискателя, помимо руководителя с высшим образованием и пятилетним стажем, должны находиться еще и, как минимум, 2 специалиста, включенных в НРС и работающих на постоянной основе. При этом следует учесть, что организация может как включать в реестр уже работающих в ней сотрудников, что не требует каких-то чрезмерно серьезных усилий, так и принять на работу уже состоящих в НРС специалистов.

Источник: etalon-garant.ru

Требования СРО строителей

Требования для вступления в СРО строителей

В соответствии с законодательством, вступление в СРО обязательно для подрядчиков, выполняющих работы по контрактам на сумму не менее 3 млн. руб. Для субподрядчиков членство в саморегулируемых организациях не является обязательным условием.

Градостроительным кодексом РФ определены критерии, при наличии которых организации или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность в сфере строительства, необходимо обязательное членство в саморегулируемой организации.

Требования разных СРО могут различаться, но основными являются:

  • наличие в штате организации не менее 2-х сотрудников с высшим образованием по профилю и внесенных в Единый национальный реестр специалистов;
  • регулярное повышение квалификации и аттестация специалистов;
  • наличие соответствующего пакета бумаг;
  • соответствие технической базы;
  • разработанная система контроля качества.

Каждая саморегулируемая организация, в зависимости от региона, вправе устанавливать дополнительные требования к получению членства.

Регионализация СРО

С 01.07.2017 все саморегулируемые организации работают по региональному принципу. Он состоит в четком разделении объединений по территориальной принадлежности. В соответствии с поправками в Градостроительный кодекс и требованиями СРО строителей, компания вправе подать заявку на вступление в саморегулируемую организацию только своего субъекта. Если в регионе нет действующей СРО, запрос подается в объединение соседней области с общей территориальной границей.

Преимущества принципа регионализации очевидны. Региональные СРО намного проще взаимодействуют со строительными организациями и осуществляют контроль над ними.

Документы

Для вступления в СРО строителей потребуется подготовить следующие документы:

  • заявление о вступлении в саморегулируемую организацию;
  • анкета с указанием видов деятельности;
  • учредительные документы организации или ИП;
  • данные о материально-технической базе, необходимой для выполнения работ – оборудование, инвентарь;
  • копии документов об образовании сотрудников организации (в соответствии с требованиями СРО строителей к специалистам);
  • договор о страховании гражданской ответственности;

Данный список является минимально обязательным, поскольку некоторые СРО могут иметь дополнительные требования к потенциальным кандидатам и требовать до 60 позиций различных документов.

Проверка документов и вынесение решения о приеме организации или ИП в СРО осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления. При вынесении положительного решения оплачиваются необходимые взносы, и организация или индивидуальный предприниматель получает членство.

Отказано в оформлении членства и получении допусков может быть по причине неполного предоставления документов или их несоответствия требованиям, а также членство заявителя в другой саморегулируемой организации или недостаточное число специалистов в штате компании.

Взносы

Одним из требований при вступлении в СРО строителей является внесение обязательных денежных взносов. Их минимальный размер определен законодательно. Конечная стоимость вступления устанавливается конкретной СРО.

В перечень взносов входят:

  1. Вступительный взнос – вносится единовременно;
  2. Взнос для формирования компенсационного фонда – разовый платеж. Устанавливается СРО, однако минимальная сумма определена законодательно.
  3. Членский взнос – размер и периодичность оплаты (раз в месяц, в квартал, в год) определяется саморегулируемой организацией.
  4. В некоторых объединениях требуется оплата целевого взноса – он уплачивается 1 раз в год и идет на нужды нацобъединения СРО.

Вступительный взнос оплачивается в течение 7 дней после принятия положительного решения о вступлении юридического лица или ИП в СРО. Периодичность внесения регулярных членских платежей в свою очередь определяется внутренними документами СРО. Размер взносов на другие цели – приобретение имущества, реализация отдельных программ – регламентируется правилами и требованиями регионального СРО.

Размер взноса в компенсационный фонд определяется уровнем ответственности организации.

Сумма, необходимая для уплаты одной организацией может составлять:

  • для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей, планирующих деятельность по договору подряда, стоимость которого не превышает 60 млн. руб. – 100 тыс.руб.;
  • для организаций и ИП, планирующих работы по договору, стоимость которого не превышает 500 млн. руб. – 500 тыс.руб.;
  • при проведении работ по договору, сумма которого не превышает 10 млрд. руб. – 2 млн.руб.;
  • для организаций, планирующих осуществление деятельности по договору, стоимость которого составляет от 10 млрд. руб. и более – 5 млн. руб.

Взнос в компенсационный фонд договорных обязательств зависит от суммы договора и составляет:

  • договор до 60 млн. руб. – 200 тыс.руб.;
  • договор до 500 млн. руб. – 2 млн. 500 тыс.руб.;
  • договор до 3 млрд. руб. – 4 млн. 500 тыс.руб.;
  • договор до 10 млрд. руб. – 7 млн.руб.;
  • договор до 10 млрд. руб. – 25 млн. руб.

В случае увеличения уровня ответственности строительная организация обязана произвести доплату в компенсационный фонд.

Страхование

Страхование не является обязательным требованием СРО строителей. Каждая саморегулируемая организация может устанавливать собственные стандарты оформления страховых полисов или вовсе не требовать их получения.

Специалисты

Квалифицированные специалисты с профильным образованием и опытом работы в строительной сфере в штате компании, ходатайствующей о вступлении в СРО, – одно из основных условий членства в саморегулируемой организации.

В штате компании должно работать не менее 2 специалистов с высшим профессиональным образованием и опытом в строительстве. Количество сотрудников и требования к ним зависят от типа объектов, на которых строительная организация осуществляет профессиональную деятельность.

Требования к специалистам в СРО строителей

Требования к специалистам в СРО строителей регулируются Гражданским кодексом РФ. Для получения допуска на осуществление профессиональной деятельности в штате организации, выполняющей строительные работы, необходимо наличие:

  • минимум 2 сотрудников с высшим профессиональным образованием и внесенных в Единый национальный реестр;
  • при осуществлении работ на объектах, требующих 1-3 уровня ответственности – минимум 2 руководителей с высшим профессиональным образованием и от 3 до 5 сотрудников соответственно со стажем работы минимум 5 лет;
  • при осуществлении работ на объектах, требующих 4-5 уровня ответственности – минимум 3 руководителей с высшим профессиональным образованием и 6-7 специалистов со стажем работы минимум 5 лет.
  • наличие сертификатов о повышении квалификации строителей для СРО, а также представителей проектных и изыскательских объединений не реже, чем 1 раз в 5 лет.

К руководителям строительных организаций предъявляются особые требования – обязательное высшее образование и стаж работы в строительной сфере не менее 7 лет.

Дополнительные условия для вступления в СРО

Требования при вступлении в СРО строителей устанавливают наличие дополнительных разрешений в случаях, когда компания или индивидуальный предприниматель заняты на объектах специального назначения.

При выполнении работ на объектах, требующих соблюдения противопожарной безопасности, к списку обязательных документов должна прилагаться лицензия МЧС. Компании, занятые в зонах особой секретности, должны оформить лицензию ФСБ.

Получение таких документов требует прохождения аттестаций и занимает определенное время. Это следует учитывать при подаче заявки на членство в СРО.

Получить лицензию ФСБ и МЧС вы сможете в «Независимом центре лицензирования». Мы поможем оформить необходимые документы оперативно и на выгодных условиях. Берем на себя полное юридическое сопровождение – от подготовки и подачи комплекта бумаг до получения на руки готовой лицензии.

Помощь во вступлении в СРО

«Независимый центр лицензирования» предлагает профессиональные услуги по введению компании в СРО. Все, что потребуется от вас, – предоставить учредительные документы и оплатить необходимые взносы. Мы подберем надежную СРО и оформим членство. Если вам потребуется зарегистрировать специалиста в Едином государственном реестре, мы также посодействуем в решении этого вопроса.

Источник: ncl24.ru

Наличие членства в СРО (саморегулируемой организации)

Заказчиком размещена закупка №31806229827 на zakupki.gov.ru/ Предметом закупки является проведение испытаний и наладка РЗиА турбогенераторов №1 и №2.

Закупочной документацией установлено требование о наличии СРО у подрядчика. Далее следуют вопросы, первые два наводящие, третий самый важный.

Вопрос 1: Возникает вопрос, насколько правомочно заказчик требует наличие членства СРО у подрядчика/исполнителя, ведь в статье 52 градостроительного кодекса указано:

“2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. Сумма данной закупки меньше трёх миллионов.

Вопрос 2(дополняющий вопрос 1): до 1 июля 2017 года (вступления в силу закон ФЗ-№ 372) был перечень видов работ из Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. в котором есть пункты:

24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты

24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении

24.8. Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока

24.9. Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов

Данные пункты можно отнести к сути работ по данному техническому заданию, но у меня возникает вопрос, разве ФЗ-№ 372 не упразднил этот перечень?

Вопрос 3(самый основной) – мы хотим принять участие в закупке. Как то можно обосновать законами, правовыми актами, то что для данной работы не требуется членство в СРО? Это есть цель всего вопроса, иметь возможность обосновать заказчику и в ФАС(если потребуется), что членство в СРО требуется для данной закупки необоснованно. Прилагаю техническое задание из закупочной документации для удобства, а также цитирую ответ заказчика, который настаивает на том, что членство в СРО всё таки нужно:

“Ссылка потенциального претендента на «ст. 52 градостроительного кодекса:

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей» – является не состоятельной.

Так как, положения вышеуказанной статьи применяются исключительно при заключении договоров строительного подряда с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором и распространяются только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих работы по таким договорам.

В нашем случае предметом закупки является: «Проведение испытаний и наладка РЗиА турбогенератора №1, 2», при этом следует учесть, что данное оборудование в ходит в состав опасного производственного объекта ТЭЦ.

Работы производится в действующих электроустановках.”

Ответы юристов ( 5 )

Виталий, добрый вечер! На Ваш первый вопрос можно ответить только со ссылкой на ст. 55.8 ГрК РФ.

Вопрос 1: Возникает вопрос, насколько правомочно заказчик требует наличие членства СРО у подрядчика/исполнителя, ведь в статье 52 градостроительного кодекса указано:

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства

1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса.
3. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
4. Член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
5. Член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
6. Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
7. При получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего совокупному размеру обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в пятидневный срок с даты получения указанных документов обязаны внести дополнительный взнос в такой компенсационный фонд до размера взноса, предусмотренного саморегулируемой организации для соответствующего уровня ответственности по обязательствам члена саморегулируемой организации в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
8. Ограничение права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

Заказчик действует на основании данной статьи, поэтому в техническом задании и указал такое требование по СРО.

Источник: pravoved.ru