Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

Добрый день, Золотодобывающая организация приобрела лицензию на добычу золота. Согласно лицензии первые 2 года у нас идет поиск и оценка, затем 2 года геологоразведка и только потом добыча. Учет затрат должны вести по правилам ПБУ 24/2011 – до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений;
В соответствии с ПБУ 24/2011 расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) учитываются в составе:

— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете предусмотрен особый порядок признания расходов на основание природных ресурсов (положения статей 261 и 325 НК РФ). Такие расходы признаются:
– прочими расходами и списываются в особом порядке;
– капитализируются (если расходы, связанны с созданием амортизируемого имущества).
Как можно организовать такой учет в программе? К материально поисковым затратам относятся : сооружения, транспортные средства, оборудование. Если их отражать на 08 счете , то для расчет налога на имущество данные основные средства не попадают.

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (11)

Добрый день!
Чтобы дать максимально полезную и точную для Вас консультацию, уточните, пожалуйста, какие конкретно расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) имеются сейчас в наличии, а также, какой способ учета в БУ и НУ по ним принят в вашей Организации и закреплен в Учетной политике. Какие проводки планируется формировать в результате отражения таких операций в учете и какие налоговые регистры заполнять.
Функционал 1С: Бухгалтерии ограничен общими операциями, которые есть у всех Организаций, скорее всего, под специфику вашей организации ее настраивать будет непросто. Более полная функциональность у отраслевых решений. Отраслевые решения можете посмотреть на сайте фирмы 1С, https://solutions.1c.ru/ может быть какое-то из них вам подойдет больше.

В данный момент идет поиск и оценка. Первый год обустраивали участок.
1. Огородили его забором
2. Приобрели домики деревянные для прошивания
3. Приобрели вагончики металлические для проживания
4. Приобрели экскаватор, бульдозер, камаз, бурильный станок
Второй год проводили поиск и оценку своими силами были следующие затраты:
1. Заработная плата сотрудников
2. Отчисления Налогом с ФОТ
3. Запасные части для техники . станка
4. Прочие материальные затраты
5. Услуги охраны на участке
6.Услуги макшейдера
7. Аренда техники
8. Разработка проектной документации
В учетной политике по БУ данные затраты собираются на 08 счете по подтверждения экономической целесообразности добычи, после будут списываться на 26 счет. В НУ данные затраты являются косвенными и списываются в соответствии ст. НК РФ 261. на 26 сч.

Добрый день, Надежда.
Расходы на освоение месторождений Вы должны учитываются в составе:
— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
Вы должны закрепить в учетной политике по бухгалтерскому, какие виды поисковых затрат будут учитываться в составе внеоборотных активов, все остальные поисковые затраты будут признаваться расходами по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 24/2011). Поисковые активы амортизируются. Если будет подтверждена коммерческая целесообразность, то поисковые активы необходимо перевести в состав основных средств по остаточной стоимости, рассчитанной по форму:
Остаточная стоимость = Первоночальная стоимость — Начисленная амортизация — Обесценивание.
В налоговом учете расходы на освоение месторождений относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Перечень расходов приведен в п. 1 ст. 261 НК РФ, он является открытым, поэтому Вы можете его дополнить. Расходы, которые формируют первоначальную стоимость ОС необходимо капитализировать. Данные расходы будут списываться петем амортизации после принятия к учету ОС.
Как уже и писала моя коллега функционал 1С: Бухгалтерия не предназначен для ведения Ваших задач для этого есть ряд отраслевые решения, например, 1С:
— ERP Горнодобывающая промышленность 2;
— 1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет;
— Горнодобывающая промышленность. Управление карьером.
На линии консультации 1С Вам смогут предложить другие варианты для ведения Вашего учета. Вы можете ознакомится с данными конфигурациями и принять решения, где вести учет.
Мы не даем консульнаций по методалогии ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому, для того, что бы можно было смоделировать Вашу ситуацию в тестовой базе нужна методология Вашег учета. Уточните, пожалуйста:
1. Поисковые затраты у Вас материальные или нематериальные?
2. Вы формируете внеоборотных активов и расходов по обычным видам деятельности? Или все расходы собираете в первоначальную стоимость внеоборотных активов?
3. Если формируете внеоборотных активов, то будите начислять амортизацию?
4, В НУ будите капитализировать или сразу списывать на затраты, или равномерно списывать через 97?
У Вас узкая тема, специфика отрасли, которую Вы знаете лучше нас. Поэтому приведите проводки, которыми хотите отражать Ваши затраты в базе. По Вашим проводкам постараемся описать, какие операции необходимо выполнить в программе.
Еще вопром по налогу на имущества, почему Вы считаете, что должны его платить? Насколько я поняла Вы все хототе расходы учитывать на 08 счете, до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений.

Надежда выслала Вам на почту документы Алросы, посмотрите как пример. Вы можете взять любую крупную золотодобывающую компанию и посмотреть ее отчетность.

Источник: buhexpert8.ru

Предприятие несет расходы на освоение природных ресурсов

Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.

Состав расходов

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.

Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.

К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.

Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод.

>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.| Реклама

>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».| Реклама

В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:

– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

– расходы на приобретение геологической и иной информации;

– расходы на оплату участия в конкурсе;

– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.

Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ).

В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.

Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.

Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.

В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):

где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.

>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.| Реклама

Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).

Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.

То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.

Источник: www.klerk.ru

Учет расходов, связанных с освоением месторождения полезных ископаемых (Каратаева Т.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Организация имеет лицензию на право добычи кремнистых цеолитсодержащих пород (трепелов) на Новоайбесинском месторождении и проектную документацию по нему. Стоимость лицензии учтена в составе нематериальных активов. Промышленная эксплуатация месторождения не начата. В 2015 г. выполнены следующие работы: приняты технологический регламент по разработке месторождения сроком на 5 лет, план развития горных работ на 2016 г., проект производства маркшейдерских работ и заключен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание на 2016 г.

Рассмотрим, каким образом эти затраты учитываются в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапы лиманов и озер, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон N 2395-Г).
В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр является обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 2395-1).
Эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1).
Общий порядок использования и охраны недр регулируется Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 06.06.2003 N 71. Данные требования являются обязательными для организаций, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, развитию горных работ, составлению технологических регламентов по разработке месторождения, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.
Таким образом, рассматриваемые работы являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.

Бухгалтерский учет

Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н утверждено Положение по бухгалтерскому учету “Учет затрат на освоение природных ресурсов” ПБУ 24/2011 (далее – ПБУ 24/2011), регулирующее бухгалтерский учет деятельности организаций – пользователей недр и распространяющее свое действие исключительно на учет затрат, связанных с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых.
ПБУ 24/2011 применяется в отношении поисковых затрат, которые осуществляются, как правило, с момента получения организацией лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на участке недр, и до того момента, когда в отношении этого участка недр установлена и документально подтверждена коммерческая целесообразность добычи таких полезных ископаемых. При этом, если в отношении участка недр имеется коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011 (пп. “б” п. 3 ПБУ 24/2011).
В приведенной ситуации затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи трепела, и проектной документации к ней. Значит, в данном случае речь не идет о поисковых работах. К тому же получение лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность уже подтверждена. Соответственно, положения ПБУ 24/2011 в отношении рассматриваемых работ в данном случае не применяются. Кроме того, как вытекает из п. 4 ПБУ 24/2011, “организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности”.
В рассматриваемом случае организация учла стоимость лицензии на добычу трепела в составе нематериальных активов.
Изменение первоначальной стоимости нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н), за исключением случаев переоценки и обесценения нематериальных активов.
Следовательно, затраты, связанные с внесением изменений в полученную лицензию, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 “Расходы организации” (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее – ПБУ 10/99).
Указанные расходы подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). При этом, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, связанные с изготовлением технологического регламента по разработке месторождения сроком на 5 лет, могут быть распределены в течение этого срока.
Для учета таких расходов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусмотрен счет 97 “Расходы будущих периодов”.
Таким образом, организации следует самостоятельно определить порядок учета рассматриваемых расходов и закрепить в учетной политике организации (п. п. 2, 4 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Налоговый учет

Расходы на освоение природных ресурсов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
Учитывая положения п. 1 ст. 261 НК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1, считаем, что рассматриваемые расходы, понесенные организацией в целях эксплуатации месторождения, относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Согласно п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после 1 января 2002 г., подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст. ст. 256 – 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В данной ситуации полученная лицензия учтена в составе нематериальных активов. В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом нормами НК РФ не оговорена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.
Следовательно, учесть произведенные расходы в стоимости НМА не представляется возможным.
Анализируемые расходы произведены после получения организацией лицензии и проектной документации к ней, но при этом являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.
На наш взгляд, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Поэтому в целях минимизации расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом считаем целесообразным признавать данные расходы в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском, т.е. путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока, установленного данными работами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6029/10).
Выбранный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: lexandbusiness.ru

Учет расходов, связанных с освоением месторождения полезных ископаемых (Каратаева Т.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Организация имеет лицензию на право добычи кремнистых цеолитсодержащих пород (трепелов) на Новоайбесинском месторождении и проектную документацию по нему. Стоимость лицензии учтена в составе нематериальных активов. Промышленная эксплуатация месторождения не начата. В 2015 г. выполнены следующие работы: приняты технологический регламент по разработке месторождения сроком на 5 лет, план развития горных работ на 2016 г., проект производства маркшейдерских работ и заключен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание на 2016 г.

Рассмотрим, каким образом эти затраты учитываются в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапы лиманов и озер, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон N 2395-Г).
В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр является обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 2395-1).
Эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1).
Общий порядок использования и охраны недр регулируется Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 06.06.2003 N 71. Данные требования являются обязательными для организаций, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, развитию горных работ, составлению технологических регламентов по разработке месторождения, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.
Таким образом, рассматриваемые работы являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.

Бухгалтерский учет

Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н утверждено Положение по бухгалтерскому учету “Учет затрат на освоение природных ресурсов” ПБУ 24/2011 (далее – ПБУ 24/2011), регулирующее бухгалтерский учет деятельности организаций – пользователей недр и распространяющее свое действие исключительно на учет затрат, связанных с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых.
ПБУ 24/2011 применяется в отношении поисковых затрат, которые осуществляются, как правило, с момента получения организацией лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на участке недр, и до того момента, когда в отношении этого участка недр установлена и документально подтверждена коммерческая целесообразность добычи таких полезных ископаемых. При этом, если в отношении участка недр имеется коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011 (пп. “б” п. 3 ПБУ 24/2011).
В приведенной ситуации затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи трепела, и проектной документации к ней. Значит, в данном случае речь не идет о поисковых работах. К тому же получение лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность уже подтверждена. Соответственно, положения ПБУ 24/2011 в отношении рассматриваемых работ в данном случае не применяются. Кроме того, как вытекает из п. 4 ПБУ 24/2011, “организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности”.
В рассматриваемом случае организация учла стоимость лицензии на добычу трепела в составе нематериальных активов.
Изменение первоначальной стоимости нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”, утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н), за исключением случаев переоценки и обесценения нематериальных активов.
Следовательно, затраты, связанные с внесением изменений в полученную лицензию, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 “Расходы организации” (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее – ПБУ 10/99).
Указанные расходы подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). При этом, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, связанные с изготовлением технологического регламента по разработке месторождения сроком на 5 лет, могут быть распределены в течение этого срока.
Для учета таких расходов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусмотрен счет 97 “Расходы будущих периодов”.
Таким образом, организации следует самостоятельно определить порядок учета рассматриваемых расходов и закрепить в учетной политике организации (п. п. 2, 4 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Налоговый учет

Расходы на освоение природных ресурсов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
Учитывая положения п. 1 ст. 261 НК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1, считаем, что рассматриваемые расходы, понесенные организацией в целях эксплуатации месторождения, относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Согласно п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после 1 января 2002 г., подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст. ст. 256 – 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В данной ситуации полученная лицензия учтена в составе нематериальных активов. В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом нормами НК РФ не оговорена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.
Следовательно, учесть произведенные расходы в стоимости НМА не представляется возможным.
Анализируемые расходы произведены после получения организацией лицензии и проектной документации к ней, но при этом являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.
На наш взгляд, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Поэтому в целях минимизации расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом считаем целесообразным признавать данные расходы в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском, т.е. путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока, установленного данными работами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6029/10).
Выбранный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: lexandbusiness.ru

Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов

Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов

1. Налогоплательщики, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, осуществляемые в целях приобретения лицензий. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензии, учитываются отдельно.

К расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии, в частности, относятся:

расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения;

расходы на приобретение геологической и иной информации;

расходы на оплату участия в конкурсе.

В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в порядке, установленном статьями 256—259 настоящего Кодекса.

В случае, если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (не получает лицензию), то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение пяти лет. В случае, если после осуществления предварительных расходов, направленных на приобретение лицензий, налогоплательщик принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщиком принято указанное решение, равномерно в течение пяти лет. При этом указанное решение оформляется соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае, если указанные лицензии выдаются налогоплательщику без проведения конкурсов.

2. Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные пунктом 1 статьи 261 настоящего Кодекса, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами).

При этом в зависимости от конкретного вида расходов расходы группируются как:

общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом;

расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка;

расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка.

К общим расходам, в частности, относятся:

расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с предоставленными в установленном порядке лицензиями (разрешениями), а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе государственных органов;

К расходам, относящимся к отдельным частям территории осваиваемого участка, относятся на основании первичных учетных документов расходы, в частности:

расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов;

прочие расходы, связанные с освоением части территории участка.

Сумма общих расходов учитывается по каждой части территории осваиваемого участка (месторождения) в доле, определяемой исходя из отношения суммы расходов, относящихся к отдельным частям территории осваиваемого участка, к общей сумме расходов, осуществленных по освоению данного участка (месторождения).

К расходам, относящимся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка, относятся расходы, непосредственно связанные со строительством сооружений, которые в дальнейшем на основании решения налогоплательщика могут быть признаны постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств.

3. При проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями настоящей статьи.

Налогоплательщик организует налоговый учет указанных расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.

Аналитические регистры налогового учета должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр.

По окончании работ по договору с подрядчиком осуществленные расходы по данному договору включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ с подрядчиком по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные статьей 261 настоящего Кодекса.

Текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (в том числе расходы на оплату труда, расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией временных сооружений, и иные подобные расходы), а также расходы на доразведку месторождения или его участков, находящихся в пределах горного или земельного отвода организации, в полной сумме включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены. При этом к расходам на доразведку относятся расходы, связанные с осуществлением работ по доразведке по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Указанный порядок учета относится к расходам по всем геолого-поисковым и геолого-разведочным работам, в том числе осуществленным расходам по работам, признаваемым безрезультатными, бесперспективными, либо продолжение которых признано нецелесообразным.

В случае, если осваиваемый участок (часть территории осваиваемого участка) признается налогоплательщиком бесперспективным либо продолжение его освоения признается нецелесообразным, суммы расходов, осуществленные налогоплательщиком по освоению данного участка, включаются в состав прочих расходов в общем порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса.

4. В случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются в аналитических регистрах налогового учета по каждому создаваемому объекту основных средств. Указанные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным настоящей главой.

Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.

5. В случае если скважина оказалась (признана) непродуктивной, то расходы налогоплательщика, осуществляемые по ликвидации такой скважины, относятся также в состав расходов, учитываемых по данному объекту в налоговом учете, в порядке, установленном статьей 261 настоящего Кодекса. Общая сумма расходов, отраженных в налоговом учете по данному объекту, включается в состав прочих расходов в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: econ.wikireading.ru