Как засчитывается служба в армии в стаж госслужащего

Включается ли в стаж государственной гражданской службы период обучения граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях?

Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее – стаж гражданской службы) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.

Данным Указом Президента Российской Федерации утвержден перечень периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее – Перечень) и порядок исчисления стажа гражданской службы Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в Перечне.

В соответствии с пунктом 21 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ). При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, с которыми заключен соответствующий контракт. До заключения контракта о прохождении военной службы курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования признаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В этой связи, учеба курсантов образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, а после заключения контракта – из расчета один день военной службы за один день работы.

Понятия «военная служба» и «военная служба по контракту» впервые введены Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 4455-1), вступившим в силу с 1 марта 1993 г.

До вступления в силу Закона № 4455-1 применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава – «действительная военная служба».

Статьей 11 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» было предусмотрено, что граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На курсантов распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы, в связи с чем они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 76-ФЗ, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах¸ а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.

С учетом указанного положения Федерального закона № 76-ФЗ действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, включается в стаж гражданской службы в льготном порядке из расчета один день военной службы за два дня работы, действительная военная служба, как и военная служба по контракту – из расчета один день военной службы за один день работы.

Учитывая изложенное, до принятия Закона № 4455-1 период обучения граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения, включается в стаж гражданской службы в льготном исчислении из расчета од ин день военной службы за два дня работы, а оставшееся время обучения – из расчета один день военной службы за один день работы.

Источник: rosmintrud.ru

ПФР: Служба в армии – засчитывается в пенсионный стаж

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

– Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

– Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, – сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Читайте также:  Предварительный договор купли продажи гаража

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году – не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: sao.mos.ru

Особенности расчета стажа государственной гражданской службы в 2020 году

Как ни странно, мало кто из государственных гражданских служащих знает, что имеет право на досрочный выход на пенсию. Однако такая возможность существует: закон исчисляет стаж государственной гражданской службы по особым правилам, которые отличаются от тех, что регулируют расчет стажа обычного работника.

Что такое стаж государственной гражданской службы?

Под государственной службой понимают особый вид профессиональной деятельности граждан России на установленных законодательством должностях. Она бывает двух видов:

  • федеральная госслужба (включает службу в вооруженных силах, полиции, национальной гвардии, прокуратуре);
  • федеральная государственная гражданская служба (это служба в налоговых органах, Роспотребнадзоре, ФССП, аппаратах судов, Росстате; также к ней приравнивают службу в органах субъектах федерации и муниципалитетах).

На что он влияет?

Продолжительность госслужбы влияет на целый ряд особенностей обеспечения служащего денежным довольствием и на режим труда и отдыха. Вот что определяется исходя из него.

  • Размер надбавки к должностному окладу. Если общая продолжительность работы от одного года до пяти лет, она будет составлять 10% оклада, если от пяти до десяти лет – 15%, от десяти до пятнадцати – 20%, а если гражданин проработал на различных должностях госслужбы свыше пятнадцати лет, то надбавка будет равна 30%.
  • Размер премий. Действующее российское законодательство предусматривает выплату госслужащим денежных поощрений за безупречно выполненную работу, а также за выполнение особо сложных задач. Чем больше времени они проработали, тем больше размер таких выплат.
  • Продолжительность отпуска. Гражданские служащие имеют право на отпуск, который составляет тридцать календарных дней. Однако за стаж этой категории работников полагаются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску. Градация здесь напоминает градацию надбавок к окладу: за выслугу от одного года до пяти лет к отпуску прибавляют один день, от пяти до десяти лет – пять дней, от десяти до пятнадцати лет – неделю, при выслуге пятнадцать лет и более – десять календарных дней.
  • При большой выслуге лет повышается шанс получить статус ветерана труда. Как правило, для этого требуется заработать одну из ведомственных наград, которые вручаются за длительную работу в одной государственной организации. Звание «Ветеран труда» дает его обладателю право досрочного выхода на пенсию и предоставляет некоторые льготы.

Что входит в стаж государственной службы?

В соответствии с положениями части 1 статьи 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе» и нормами указа Президента от 20 сентября 2010 года № 1141 в стаж гражданской службы входит:

  • время прохождения госслужбы других разновидностей (военная служба, работа в прокуратуре, полиции, некоторых других ведомствах);
  • работа на государственных должностях федерального и регионального уровня (например, на должности губернатора, депутата);
  • работа на должностях гражданской службы регионов;
  • выполнение обязанностей судьи любого уровня;
  • работа на муниципальных должностях;
  • работа на профсоюзных должностях;
  • труд в межгосударственных органах, обеспечивающих функционирование Содружества независимых государств;
  • работа на государственных должностях и прохождение госслужбы в период существования СССР.

Какие-либо иные квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы не установлены.

Как производится расчет?

Стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, определен приложением № 2 к Федеральному закону «О пенсионном обеспечении». По состоянию на 2019 года он равен 16 годам и 6 месяцам. Однако до 2025 года его планируют постепенно увеличить. Так, после завершения увеличения в 2026 году он составит двадцать лет. При этом необходимо соблюсти ряд условий:

  • после того, как служащий отработает необходимое количество лет, он должен быть уволен только по положительным основаниям (например, по соглашению с нанимателем);
  • на одной должности гражданин должен проработать не менее года.

Какие документы необходимы для подтверждения?

Подтверждать время работы в госорганах для получения дополнительных дней к отпуску или надбавок к окладу не нужно – за работника это сделает кадровое подразделение. А вот для досрочного выхода на пенсию придется доказывать свою выслугу. Вот с помощью каких документов это можно сделать:

  • копия служебного контракта;
  • копия трудовой книжки;
  • выписка из лицевого счета Пенсионного фонда;
  • справка из кадрового подразделения ведомства, где работал человек;
  • свидетельские показания.

Следует отметить, что даже при наличии необходимого стажа Пенсионный фонд неохотно назначает госслужащим пенсию за выслугу лет. Нередко приходится доказывать свое право на нее в судебном порядке или подавать жалобу в вышестоящее подразделение Пенсионного фонда.

Подробнее узнать о выходе на пенсию по выслуге лет с гражданской службы можно из этого видео:

Таким образом, для госслужащих установлено особое исчисление времени работы, которое влияет на несколько обстоятельств. Так, от него зависит продолжительность отпуска и надбавки к окладу. Кроме того, работник вправе досрочно выйти на пенсию. Решение о ее назначении принимает Пенсионный Фонд.

Источник: npfrate.ru

Расчет стажа государственной гражданской службы

Понятие гражданской службы появилось в отечественном законодательстве в 2004 году с принятием соответствующего закона № 79-ФЗ. Сделано это было в целях того, чтобы разграничить этот вид службы от работы в силовых ведомствах и вооруженных силах РФ.

Отныне правильно именовать эту службу государственной гражданской (далее также ГГС). И стаж работы на таких должностях позволяет гражданам претендовать на определенные привилегии. О правилах расчета этого стажа и льготах, на которые могут претендовать лица, имея за плечами определенную продолжительность несения службы, поговорим ниже.

Читайте также:  Как высчитывают алименты с неработающего

Стаж государственной гражданской службы – что это

Законодатель не дает четкого определения данного термина, предполагая его очевидность. Так, под ним следует понимать тот период времени, в течение которого гражданин осуществлял работу в качестве государственного служащего (далее также ГС).

А вот сама государственная служба определяется ч. 1 ст. 3 упомянутого закона 79-ФЗ: это вид госслужбы, призванной обеспечить исполнение государственных полномочий различными органами федерального и регионального уровня.

Какие привилегии дает

Стаж ГГС влияет на возникновение права получения некоторых гарантий и льгот, предусмотренных законодательством в отношении данной категории работников.

В числе таких привилегий:

  • право на государственное пенсионное обеспечение (ежемесячные денежные выплаты за выслугу лет до наступления общего пенсионного возраста при наличии стажа ГГС в 20 лет с 2026 года или доплата к общей страховой пенсии);
  • получение надбавки в составе ежемесячного денежного содержания ГС за стаж работы;
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска, продолжительность которого напрямую зависит от периода ГГС.

Требования к стажу

В общем виде можно обозначить следующие виды деятельности, которые входят в стаж государственной гражданской службы (они приведены в ч. 1 ст. 54 закона 79-ФЗ):

  • замещение государственных должностей, к коим относятся выборные лица, к числу которых можно отнести, например президента или губернатора;
  • несение воинской службы по контракту;
  • работа на должностях федеральной государственной службы иных видов;
  • непосредственно несение гражданской службы в соответствии с контрактом;
  • замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (их отличие также заключается в наличии трудового контракта или его отсутствии, как это бывает в том случае, если гражданин был избран на должность по результатам выборов).

Указанные перечень не является исчерпывающим, и федеральное законодательство может закреплять иные периоды деятельности, которые составляют ГГС. В частности в дополнение к указанным имеются отдельные утвержденные перечни для расчета длительности ГГС в целях назначения пенсионных выплат или льгот в процессе осуществления служебной (трудовой) деятельности.

В целях расчета права на назначение пенсии за выслугу лет был принят Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141. Он содержит 20 различных категорий, некоторые из которых подразделяются на подпункты.

В частности, в их числе, помимо перечисленных:

  • периоды работы в прокуратуре или следственном комитете;
  • военная служба, работа в органах МВД, противопожарной службе, наркоконтроле, службе исполнения наказаний;
  • работа в таможне, налоговой полиции;
  • служба в межгосударственных органах (в частности, СНГ, Союзного государства России и Беларуси и т.п.);
  • профсоюзная работа и др.

Для предоставления права на дополнительный отпуск и различные доплаты в ходе несения ГГС применяется другой Указ Президента – от 19.11.2007 № 1532. Он насчитывает 21 пункт, большинство из которых совпадает с указанным выше перечнем.

Для назначения пенсии такие периоды работы также могут быть учтены, но засчитываются они соответствующим органом в случае подачи вместе с заявлением о назначении пенсии по выслуге заявления о таком зачете.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны, но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.

Список документов, необходимых для подтверждения стажа

Законодательство не приводит исчерпывающего перечня документов, которые могут подтверждать ГГС, но содержит некоторые примеры.

В частности, таковыми документами могут служить:

  • трудовая книжка (по сути, основной документ);
  • трудовые и служебные контракты (договоры);
  • военный билет;
  • справки из военного комиссариата;
  • справочные документы из архивных организаций или от бывших работодателей и т.д.

Резюмируя, отметим, что продолжительность ГГС напрямую влияет на возникновение у служащих права на получение целого ряда гарантий и льгот. Для получения льготного пенсионного обеспечения, дополнительных трудовых гарантий, связанных с размером денежного содержания и продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска, необходимо иметь определенный стаж.

В зависимости от вида доп. гарантий подтверждение его продолжительности может осуществляться различными документами, включая трудовую книжку, трудовые контракты, решения соответствующих комиссий и органов и зачете периода работы в стаж ГГС и др.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи:

Источник: pfrp.ru

Россиянам при начислении пенсий перестают учитывать декрет и службу в армии

Повышение пенсионного возраста оказалось не единственным новшеством, с которым россиянам пришлось столкнуться в наступившем году. Поправки, предусмотренные ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ, принятым в октябре 2018 года, ужесточили требования к пенсионному стажу для граждан. При этом нововведения, в отличие от основных параметров пенсионной «реформы», были приняты практически незаметно: население стало узнавать о них только при обращении за начислением досрочных пенсий.

В документах говорится о том, что ограничения действуют для назначения страховых пенсий по старости раньше общеустановленного возраста в 2019 году. В ПФР, отвечая на официальный запрос портала «Накануне.RU», заявили, что новшества распространяются именно на досрочные пенсии, а не на все, выплачиваемые по старости.

В ПФР также добавили, что досрочное назначение пенсии людям с большим стажем: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам со стажем 42 года, – одна из «льгот» по досрочному выходу на пенсию, вступившая в силу с 2019 года. Введена она, как известно, параллельно со стартом повышения пенсионного возраста ежегодно с шагом один год до 60/65 лет и преподносилась как смягчение условий «реформы».

Однако неожиданно для граждан выяснилось, что на льготу им претендовать крайне сложно, если вообще возможно. Право, установленное как «поблажка» при начале «реформы», нивелируется тем, что для досрочного выхода на пенсию нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии уже не включаются в трудовой стаж.

«Правила учета стажа для назначения пенсии не изменились. Периоды службы в армии по призыву и ухода за ребенком, как и раньше, засчитываются в страховой стаж, и за них начисляются пенсионные баллы. С 2019 года вступили в силу новые льготы по досрочному выходу на пенсию. Одна из таких льгот – досрочное назначение пенсии людям с большой выслугой: женщинам со стажем 37 лет и мужчинам – 42 года. Пенсия им назначается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, но не раньше 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). При подсчете стажа, позволяющего выйти на пенсию по новым льготам, учитываются только те периоды, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы, а также периоды временной нетрудоспособности, когда предоставляется пособие по обязательному социальному страхованию. Поэтому нестраховые периоды ухода за ребенком или службы в армии в таких случаях не учитываются. Новая льгота и порядок подсчета стажа по ней введены федеральным законом 350-ФЗ, принятом в 2018 году», – заявили в пресс-службе ПФР в ответе на запрос нашей редакции.

Читайте также:  Незаконное увольнение в 2018 году

О том, что скрывается за нововведениями, «Накануне.RU» рассказал депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России (КТР) Олег Шеин.

– В силу вступил закон, ужесточающий требования к начислению пенсионного стажа, а люди начали узнавать о них только сейчас. Это какой-то новый виток пенсионной «реформы»?

– Эти позиции не подлежали пересмотру летом, когда рассматривался этот антисоциальный пакет, я его очень внимательно смотрел, но не помню, чтобы там исключались какие-то периоды из стажа. Между тем, как и служба в армии, и время воспитания детей, и время, когда жена военнослужащего находилась в военном городке по определенной системе, ранее в стаже учитывались. Я сам пока таких заявлений (о том, что периоды не учитываются) не имею. Если есть такие случаи, мне бы было интересно их посмотреть.

– Досрочный выход на пенсию – это новая льготная мера? Как это представляют в ПФР?

– Это существовало последние 15 лет минимум, а скорее всего, даже больше. В 2001-м, в эпоху Зурабова, его уже пытались убрать. Как раз тогда приняли новые пенсионные правила, по которым ввели эту накопительную систему, ранее не существовавшую и ныне обанкротившуюся. В тот период власти довольно основательно прошлись по всему законодательству, в том числе, была идея убрать норму, по которой человек имеет право на досрочный выход на пенсию, если он был уволен по сокращению штатов. Право досрочного выхода на пенсию не является новым, возможно, Пенсионный фонд пытается ввести в заблуждение общественность и представить дело как некие поблажки, которые они раздают.

– Есть ли еще какие-то подводные камни для желающих уйти на досрочную пенсию?

– Для того, чтобы выйти на досрочную пенсию, работник должен быть уволен по сокращению штатов, либо по ликвидации организации. Если он уволился по собственному желанию, по несоответствию занимаемой должности, то у него права на досрочную пенсию нет. Хитрости в этом заключаются.

Я буквально недавно помогал одной женщине выйти на досрочную пенсию. Я работал тогда с астраханской службой занятости, тем более, я федеральный депутат, у меня много возможностей, я всех начальников знаю, имею возможность им позвонить по телефону, не только письма писать. У меня на это ушло два месяца. Эта процедура крайне сложная для обычного человека.

– Досрочную пенсию можно получить, при новых параметрах пенсионного возраста, не ранее 60 и 55 лет при стаже в 42 и 37 лет. Получается, для этого нужно работать с 18-ти, не служа в армии и не уходя в декретный отпуск?

– Это означает, что никто этим правом воспользоваться не сумеет, потому что человек должен всю жизнь работать, заниматься физическим трудом на свежем воздухе, вроде чабана, например. Но люди на таких профессиях нужны, только когда они молоды. Поэтому такой стаж выработать практически невозможно. Реально, может быть, один человек из ста сможет воспользоваться такой льготой.

– Но ведь действительно при повышении пенсионного возраста возможность досрочного выхода на пенсию при большом стаже преподносилась как льгота и смягчение условий. К чему теперь дополнительные сложности?

– Закон о повышении пенсионного возраста я считаю преступным, и логика только одна – сэкономить деньги для капитала. Ничего другого нет. Демографической ямы нет, наоборот, идет волна. Количество рождающихся сегодня будет иметь значение для рынка труда к середине или даже ближе к концу 2030-х годов. Сейчас важно начало нулевых, а тогда рождаемость была повышенная, поэтому на рынок труда выходит довольно много молодежи. С каждым годом ее будет больше и больше. В результате «реформы» в 2019 году пенсии не получат 2 млн человек. Работы у этих людей тоже, очевидно, не будет.

– Таким образом, неправда, что работающие пенсионеры мешают трудоустроиться молодежи?

– Поправки эти не смогут создавать рабочие места. Это юридическая казуистика, количество рабочих мест сокращается. В прошлом году, по данным Росстата, рабочих мест стало меньше на 450 тысяч. Это обычная статистика. То же самое и в 2017-м и, и в 2016-м годах происходило. Я изучал данные за последние десять лет – везде одно и то же: число рабочих мест сокращается. Как раз закон, по которому люди могли выходить на пенсию в 55 и 60 лет, убирал с рынка труда ненужную рабочую силу, «абсорбировал» ее. Когда Топилин рассказывал, что 70% людей продолжали трудиться по достижение пенсионного возраста, он говорил полуправду. Они работали, но в среднем два-три года после достижения пенсии. То есть, женщине исполнялось 58 лет, и она увольнялась.

Причина, по которой люди продолжают работать, тоже всем понятна – низкий размер пенсии. Но эти люди не сидели до 70 лет. Они просто инерционно работали два-три года и потом все равно выходили на пенсию. Ситуация на рынке труда сейчас ухудшается и будет ухудшаться дальше.

– Значит ли это, что требования по стажу для «льготных» пенсий со временем распространятся и на обычные пенсии по старости?

– Зачем? Власти будут идти по пути уничтожения права на пенсию в принципе. Сейчас они поднимают возраст к отметке 60/65. Это объясняется необходимостью индексировать выплаты тем, кто еще их получает. Но поскольку сам по себе этот источник является, очевидно, иссякаемым, и условно через пять-семь лет этого источника уже не будет, то при сохранении самой логики, чтобы дальше проводить индексацию в условном 2025 году, надо будет еще раз поднять пенсионный возраст, а в 2030-м – снова. И так лет до 100. Зачем властям возиться с мелочевкой типа действия страховых периодов, когда все решается широкими мазками?

В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) отмечают, что изменения требований к страховому стажу, введенные ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ, установлены исключительно для случая досрочного назначения страховой пенсии по старости работникам с большим стажем работы, которым дали возможность выйти на пенсию на два года раньше положенного. Для этого мужчинам понадобится стаж не менее 42 лет, женщинам – не менее 37 лет. Воспользоваться льготой могут только те, кто достиг возраста 60 и 55 лет соответственно. Эта льгота была установлена на основании предложенных Президентом РФ поправок к правительственному законопроекту по совершенствованию пенсионной системы.

Для всех остальных сохраняется действующий порядок учета страхового стажа.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством в страховой стаж включаются как периоды работы или иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (страховые периоды), так и иные (нестраховые) периоды. Последние засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды.

В целях определения права на страховую пенсию по старости для работников с большой выслугой, претендующим на досрочное назначение пенсии (на два года раньше от общеустановленного возраста), в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Иные нестраховые периоды (прохождение военной службы, уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, а также лицом, достигшим 80 лет и т. д.) в данном случае не учитываются.

Источник: rkrp-rpk.ru