Доходы тсж на общей системе налогообложения

О судебной практике по вопросам налогообложения доходов УО и ТСЖ

Федеральная налоговая служба РФ направила в подразделения письмо с обзором судебной практики по решению споров о налогообложении платежей, которые жители МКД перечисляют в управляющие организации за оказание ЖКУ. Читайте об основных тезисах судебных решений по данному вопросу.

Когда платежи жителей домов за ЖКУ в адрес УО облагаются налогом

При определении налоговой базы не учитываются доходы, которые поступают в организацию, если она выступает в качестве агента, комиссионера, посредника и исполняет обязательства по договору комиссии, агентскому договору (п. 9 ч. 1 ст. 251 НК РФ). К таким доходам не относятся вознаграждение, получаемое при этом организацией: комиссионное или агентское.

Если управляющая организация – посредник, закупающий коммунальные услуги по поручению собственников помещений в МКД, то налогом облагается только комиссионное или агентское вознаграждение за посреднические услуги.

Если УО самостоятельно выполняет работы или оказывает услуги и не является агентом или комиссионером, в налогооблагаемый доход включаются все поступившие от жителей МКД денежные средства.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ввёл в НК РФ п. 4 ч. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, согласно которому при упрощённой системе налогообложения доходы, полученные УО, ТСЖ или ТСН при оплате собственниками коммунальных услуг, оказанных другими организациями, не учитываются при определении объекта налогообложения.

Если УО получает и перечисляет исполнителю коммунальной услуги полученные от собственников за КУ деньги в полном объёме, то организация действует в интересах жителей дома, а не в собственных экономических интересах. Следовательно, такие денежные средства не обладают признаками дохода, облагаемого налогом.

Почему суд обязал УО включить платежи за ЖКУ в налогооблагаемый доход

В письме № СА-4-7/15613 ФНС РФ приводит примеры из практики Верховного Суда РФ, рассматривавшего жалобы УО на решения и постановления нижестоящих судов по вопросам включения платежей жителей МКД за ЖКУ в налогооблагаемый доход УО. Ведомство сделало акцент на том, что при вынесении решений суд обращает внимание не только на наименование и условия договоров, по которым управляющая организация оказывает услуги, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.

По делу № А74-10158/2016 суд первой инстанции рассмотрел иск УО к межрайонной налоговой инспекции. Заявитель считал, что доначисления налога, сделанные ведомством, неправомерны, поскольку денежные средства, поступившие от жителей МКД в оплату коммунальных ресурсов, не являются выручкой организации. Орган ФНС РФ настаивал, что УО должна была включить в налоговую базу выручку от реализации коммунальных услуг, за которые платят жители многоквартирных домов.

Суд первой инстанции, рассмотрев договоры, заключённые между УО, собственниками и РСО, пришёл к выводу, что организация действовала как агент, перечисляя денежные средства собственников исполнителям коммунальных услуг. Жалоба УО была удовлетворена.

Апелляционный суд отменил это решение, посчитав недоказанным факт, что по представленным договорам УО выступала в качестве посредника. Приобретая коммунальные услуги для обеспечения ими жильцов МКД, обеспечивая техническое обслуживание домов, управляющая организация в соответствии с договорами являлась исполнителем услуг. Поэтому претензии налогового ведомства к УО были признаны законными. Эту позицию поддержали окружной апелляционный суд и Верховный Суд РФ.

Подобным образом решилось похожее дело № А26-9658/2009, точку в котором поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум подтвердил правоту нижестоящих судов, которые посчитали, что средства, перечисленные жителями МКД управляющей организации за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, должны были учитываться в составе налогооблагаемого дохода.

Суд сделал вывод, что УО в этом случае не являлась агентом или посредником между собственниками и исполнителями КУ и никому не перечисляла плату за услуги. При этом суд счёл несущественным факт, самостоятельно ли УО выполняла работы согласно договору или привлекала для этого сторонних лиц.

Когда суд не признает оплату ЖКУ частью доходов УО и ТСЖ

Другим был исход дела № А41-86032/2016, в котором рассматривался иск ТСЖ к межрайонной ИФНС РФ по вопросу доначисления налогов. Суд первой инстанции встал на сторону ТСЖ, отметив, что деятельность организации носит некоммерческий характер. Налоговый орган не доказал, что истец получил посредническое или агентское вознаграждение за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг.

Апелляционный и кассационный суды не согласились с этой позицией, но Верховный Суд РФ оставил решение суда первой инстанции в силе. ВС РФ подтвердил, что если ТСЖ не получает экономической выгоды, передавая оплату собственников за ЖКУ в адрес исполнителей КУ и поставщиков, то нет оснований считать поступившие средства доходом ТСЖ.

Эти выводы были применены судом при рассмотрении иска УО к налоговому ведомству по делу № А53-15798/2017. Дело также касалось правомерности требований налоговой службы об уплате доначисленного налога на доходы ТСЖ от платежей за ЖКУ. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, признавших требования налогового органа законными.

Окружной арбитражный суд отметил, что если отсутствуют факты получения вознаграждения за перечисление платы собственников за ЖКУ исполнителям или РСО, не доказана какая-либо финансовая выгода в связи с передачей средств собственников, то суды не должны принимать во внимание организационно-правовую форму истца.

Для УО и для ТСЖ действуют одинаковые принципы равенства налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П). Следовательно, если УО не получает экономической выгоды от передачи средств собственников поставщикам услуг, то нет оснований для доначислений налоговых выплат.

В каких случаях платежи за ЖКУ признаются целевыми

В письме ФСН РФ № СА-4-7/15613 отмечено, что арбитражные суды квалифицируют платежи населения за КУ, перечисляемые УО и ТСЖ, как целевые. Это исключает их из налогооблагаемого объёма (ч. 2 ст. 251 НК РФ).

Примером такого решения служит процесс по делу № А43-4208/2017. Товарищество собственников жилья не согласилось с выводами налоговой проверки о том, что ТСЖ совершило налоговое правонарушение, не уплатив налог на доходы с полученных от собственников за ЖКУ средств, и подало иск.

Первый суд, апелляция и кассация были единодушны в выводах: средства, которые перечислялись ТСЖ жителями многоквартирного дома за оказанные коммунальные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, являлись целевыми и не подпадали под налогообложение. ТСЖ признавалось судами некоммерческой организацией без самостоятельных экономических интересов, выступающей в интересах собственников помещений в МКД.

Суды пришли к выводу, что средства, которые поступали от жителей МКД за ЖКУ, расходовались ТСЖ по назначению – на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями. Поэтому доначисление суммы налога было признано судами неправомерным.

Запомнить

Рассматривая приведённые в письме ФСН РФ примеры судебных решений, УО и ТСЖ следует запомнить, что доначисление налога на поступившие от собственников МКД денежные средства за ЖКУ возможно в тех случаях, когда:

  • есть доказательства, что жители МКД оплатили управляющей организации (ТСЖ) услуги и работы по стоимости, превышающей их стоимость у поставщиков и сторонних лиц;
Читайте также:  Что должен требовать продовец квартиры от покупателя

или

  • услуги были оказаны непосредственно управляющей организацией (ТСЖ).

Если полученные от жителей дома за жилищно-коммунальные услуги платежи УО полностью перечисляет поставщикам услуг, то они не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль либо по упрощённой системе налогообложения.

Источник: roskvartal.ru

Какие налоги платит ТСЖ и какая из систем выгоднее?

Товарищество собственников жилья создается не с целью извлечения прибыли, тем не менее оно не освобождено от уплаты налогов. ТСЖ может использовать одну из двух систем: общую (ОСНО) или упрощенную (УСН), – и выбор здесь не так уж очевиден. Попробуем разобраться в особенностях каждого варианта налогообложения ТСЖ и проиллюстрируем решение вопроса на конкретных примерах.

Налоги, уплачиваемые при общей системе

Сначала рассмотрим, какие налоги платит ТСЖ при общей системе налогообложения, поскольку данный вариант используется «по умолчанию» и может применяться всеми налогоплательщиками. Основных налогов – три:

  • на прибыль;
  • на добавленную стоимость (НДС);
  • на имущество.

Дополнительно в бюджет перечисляются НДФЛ и страховые взносы за работников.

Налог на прибыль – 20% от прибыли. При вычислении прибыли к учету принимаются все обоснованные и подтвержденные документально затраты.

Налог на добавленную стоимость (18%) перечисляется в бюджет только из стоимости работ и услуг, которые выполняются собственными силами. В пределах стоимости работ, выполняемых сторонним лицом (подрядчиком), можно воспользоваться льготой по НДС. Если квартальная выручка не превышает 2 млн руб., организация в целом может получить освобождение от НДС в силу ст. 145 НК РФ. Это избавит от сложного налогового учета и дополнительной отчетности.

Налог на имущество (ставка устанавливается регионом, может достигать 2,2%) возникает при наличии основных средств. На практике владельцы квартир редко идут на покупку имущества в собственность товарищества. Приобретение дорогостоящей техники и оборудования окупается долго, и такие работы в основном осуществляются подрядными организациями.

НДФЛ и взносы в ПФР и ФСС – исчисляются и уплачиваются на общих основаниях. ТСЖ в данном случае ничем не отличается от коммерческой организации: если есть работники, то на фонд оплаты труда начисляются взносы, с выплаченного заработка перечисляется 13% НДФЛ.

Что упрощает УСН?

Упрощенная система налогообложения сокращает объем налогового учета и отчетности, оплате подлежат:

  • единый налог;
  • НДФЛ и страховые взносы.

Упрошенную систему в 2017 году ТСЖ может применять, если отвечает критериям: выручка менее 120 млн руб., сотрудников не более 100, стоимость основных средств 100 млн руб. и меньше.

Объектом налогообложения выступает доход либо доход, уменьшенный на величину расходов. Ставки при этом разные: 6% в первом случае и 15% – во втором. Это стандартный размер, на уровне региона они могут быть снижены.

ТСЖ – это некоммерческое лицо, применение УСН «доходы» здесь не оправдано. Практически все поступающие средства направляются на покрытие затрат, норма прибыли стремится к нулю, поэтому чаще применяют УСН «доходы минус расходы».

Существенное отличие «упрощенки» – в учитываемых затратах: их меньше. Налоговым кодексом для УСН определен «закрытый» перечень (в п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Это означает, что если возникли траты, не приведенные в НК РФ – принять их к вычету нельзя.

НДФЛ и взносы в ПФР и ФСС рассчитываются в обычном порядке, за исключением размера страховых тарифов: они могут быть снижены с 30 до 20% (это не касается взносов за травматизм и профзаболевания, но их тариф не так велик – 0,2%).

Пониженный тариф в размере 20% применяется, если:

  • не менее 70% выручки идет от управления недвижимостью,
  • выручка не превысила 79 млн руб. в 2016 г. / 120 млн руб. в 2017 г.

Плюсы и минусы вариантов налогообложения: 7 основных отличий

На выгодность той или иной системы, влияют несколько показателей. Все отличия необходимо учитывать в совокупности, поскольку больший размер ставки при ОСНО иногда может компенсироваться меньшей налоговой базой.

Источник: moneymakerfactory.ru

НДС, взыскаемый с ТСЖ при ОСНО

Правомочно ли начисление ндс на товарищество собственников жилья, доходы которого составляют только платежи жильцов на содержание и текущий ремонт общего имущества при общей системе налогообложения.

Качество хорошее, спасибо.

14 Апреля 2016 15:59

Ответы юристов ( 3 )

  • 9,5 рейтинг
  • 1430 отзывов эксперт

В соответствии с п.п. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ ТСЖ при реализации коммунальных услуг освобождается от начисления и уплаты НДС.

Есть письмо Минфина РФ по данному вопросу

Вопрос: О применении НДС в отношении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2011 г. N 03-07-14/112
В связи с обращениями о применении налога на добавленную стоимость в отношении коммунальных услуг и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
При этом в соответствии с указанной нормой освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим организациям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам (далее — управляющие организации), организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, Кодексом не предусмотрено.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость.
Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен пп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Так, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на добавленную стоимость не освобождены.
Кроме того, Кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
Учитывая изложенное, у управляющих организаций, применяющих вышеуказанные освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, не имеется оснований для исключения сумм этого налога из тарифов на данные услуги.
Что касается Письма Департамента от 26.09.2011 N 03-07-11/258, то в указанном Письме даны разъяснения о порядке определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализуемых налогоплательщику поставщиками.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
21.11.2011

Источник: pravoved.ru

Читайте также:  Как осуществляется погашение и снятие судимости в РФ?

О судебной практике по вопросам налогообложения доходов УО и ТСЖ

Федеральная налоговая служба РФ направила в подразделения письмо с обзором судебной практики по решению споров о налогообложении платежей, которые жители МКД перечисляют в управляющие организации за оказание ЖКУ. Читайте об основных тезисах судебных решений по данному вопросу.

Когда платежи жителей домов за ЖКУ в адрес УО облагаются налогом

При определении налоговой базы не учитываются доходы, которые поступают в организацию, если она выступает в качестве агента, комиссионера, посредника и исполняет обязательства по договору комиссии, агентскому договору (п. 9 ч. 1 ст. 251 НК РФ). К таким доходам не относятся вознаграждение, получаемое при этом организацией: комиссионное или агентское.

Если управляющая организация – посредник, закупающий коммунальные услуги по поручению собственников помещений в МКД, то налогом облагается только комиссионное или агентское вознаграждение за посреднические услуги.

Если УО самостоятельно выполняет работы или оказывает услуги и не является агентом или комиссионером, в налогооблагаемый доход включаются все поступившие от жителей МКД денежные средства.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ввёл в НК РФ п. 4 ч. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, согласно которому при упрощённой системе налогообложения доходы, полученные УО, ТСЖ или ТСН при оплате собственниками коммунальных услуг, оказанных другими организациями, не учитываются при определении объекта налогообложения.

Если УО получает и перечисляет исполнителю коммунальной услуги полученные от собственников за КУ деньги в полном объёме, то организация действует в интересах жителей дома, а не в собственных экономических интересах. Следовательно, такие денежные средства не обладают признаками дохода, облагаемого налогом.

Почему суд обязал УО включить платежи за ЖКУ в налогооблагаемый доход

В письме № СА-4-7/15613 ФНС РФ приводит примеры из практики Верховного Суда РФ, рассматривавшего жалобы УО на решения и постановления нижестоящих судов по вопросам включения платежей жителей МКД за ЖКУ в налогооблагаемый доход УО. Ведомство сделало акцент на том, что при вынесении решений суд обращает внимание не только на наименование и условия договоров, по которым управляющая организация оказывает услуги, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.

По делу № А74-10158/2016 суд первой инстанции рассмотрел иск УО к межрайонной налоговой инспекции. Заявитель считал, что доначисления налога, сделанные ведомством, неправомерны, поскольку денежные средства, поступившие от жителей МКД в оплату коммунальных ресурсов, не являются выручкой организации. Орган ФНС РФ настаивал, что УО должна была включить в налоговую базу выручку от реализации коммунальных услуг, за которые платят жители многоквартирных домов.

Суд первой инстанции, рассмотрев договоры, заключённые между УО, собственниками и РСО, пришёл к выводу, что организация действовала как агент, перечисляя денежные средства собственников исполнителям коммунальных услуг. Жалоба УО была удовлетворена.

Апелляционный суд отменил это решение, посчитав недоказанным факт, что по представленным договорам УО выступала в качестве посредника. Приобретая коммунальные услуги для обеспечения ими жильцов МКД, обеспечивая техническое обслуживание домов, управляющая организация в соответствии с договорами являлась исполнителем услуг. Поэтому претензии налогового ведомства к УО были признаны законными. Эту позицию поддержали окружной апелляционный суд и Верховный Суд РФ.

Подобным образом решилось похожее дело № А26-9658/2009, точку в котором поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум подтвердил правоту нижестоящих судов, которые посчитали, что средства, перечисленные жителями МКД управляющей организации за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, должны были учитываться в составе налогооблагаемого дохода.

Суд сделал вывод, что УО в этом случае не являлась агентом или посредником между собственниками и исполнителями КУ и никому не перечисляла плату за услуги. При этом суд счёл несущественным факт, самостоятельно ли УО выполняла работы согласно договору или привлекала для этого сторонних лиц.

Когда суд не признает оплату ЖКУ частью доходов УО и ТСЖ

Другим был исход дела № А41-86032/2016, в котором рассматривался иск ТСЖ к межрайонной ИФНС РФ по вопросу доначисления налогов. Суд первой инстанции встал на сторону ТСЖ, отметив, что деятельность организации носит некоммерческий характер. Налоговый орган не доказал, что истец получил посредническое или агентское вознаграждение за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг.

Апелляционный и кассационный суды не согласились с этой позицией, но Верховный Суд РФ оставил решение суда первой инстанции в силе. ВС РФ подтвердил, что если ТСЖ не получает экономической выгоды, передавая оплату собственников за ЖКУ в адрес исполнителей КУ и поставщиков, то нет оснований считать поступившие средства доходом ТСЖ.

Эти выводы были применены судом при рассмотрении иска УО к налоговому ведомству по делу № А53-15798/2017. Дело также касалось правомерности требований налоговой службы об уплате доначисленного налога на доходы ТСЖ от платежей за ЖКУ. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, признавших требования налогового органа законными.

Окружной арбитражный суд отметил, что если отсутствуют факты получения вознаграждения за перечисление платы собственников за ЖКУ исполнителям или РСО, не доказана какая-либо финансовая выгода в связи с передачей средств собственников, то суды не должны принимать во внимание организационно-правовую форму истца.

Для УО и для ТСЖ действуют одинаковые принципы равенства налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П). Следовательно, если УО не получает экономической выгоды от передачи средств собственников поставщикам услуг, то нет оснований для доначислений налоговых выплат.

В каких случаях платежи за ЖКУ признаются целевыми

В письме ФСН РФ № СА-4-7/15613 отмечено, что арбитражные суды квалифицируют платежи населения за КУ, перечисляемые УО и ТСЖ, как целевые. Это исключает их из налогооблагаемого объёма (ч. 2 ст. 251 НК РФ).

Читайте также:  Как прописаться по новому месту жительства: практические советы

Примером такого решения служит процесс по делу № А43-4208/2017. Товарищество собственников жилья не согласилось с выводами налоговой проверки о том, что ТСЖ совершило налоговое правонарушение, не уплатив налог на доходы с полученных от собственников за ЖКУ средств, и подало иск.

Первый суд, апелляция и кассация были единодушны в выводах: средства, которые перечислялись ТСЖ жителями многоквартирного дома за оказанные коммунальные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, являлись целевыми и не подпадали под налогообложение. ТСЖ признавалось судами некоммерческой организацией без самостоятельных экономических интересов, выступающей в интересах собственников помещений в МКД.

Суды пришли к выводу, что средства, которые поступали от жителей МКД за ЖКУ, расходовались ТСЖ по назначению – на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями. Поэтому доначисление суммы налога было признано судами неправомерным.

Запомнить

Рассматривая приведённые в письме ФСН РФ примеры судебных решений, УО и ТСЖ следует запомнить, что доначисление налога на поступившие от собственников МКД денежные средства за ЖКУ возможно в тех случаях, когда:

  • есть доказательства, что жители МКД оплатили управляющей организации (ТСЖ) услуги и работы по стоимости, превышающей их стоимость у поставщиков и сторонних лиц;

или

  • услуги были оказаны непосредственно управляющей организацией (ТСЖ).

Если полученные от жителей дома за жилищно-коммунальные услуги платежи УО полностью перечисляет поставщикам услуг, то они не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль либо по упрощённой системе налогообложения.

Источник: roskvartal.ru

Особенности учета и отчетности ТСЖ

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета ТСЖ (товарищество собственников жилья), состав и порядок представления отчетности.

Под ТСЖ понимается вид товариществ собственников недвижимости (ТСН), представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст.135 ЖК РФ). ТСЖ является некоммерческой организацией (пп.4 п.3 ст.50 ГК РФ).

Основной целью такого товарищества является управление многоквартирным домом.

Собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть как физические, так и юридические лица. Вступление собственников в члены ТСЖ является добровольным.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (пп.1 п.2 ст.151 ЖК РФ).

Особенности бухгалтерского учета и отчетности ТСЖ

ТСЖ представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность ТСЖ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

На вопрос о том, должен ли ТСЖ, который не осуществляет предпринимательскую деятельность и применяет УСН, вести бухгалтерский учет, Минфин РФ дал утвердительный ответ (письмо от 27.03.2013 г. №03-11-11/117).

При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то нужно его детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

В отличие от других НКО, ТСЖ не обязано предоставлять в Минюст отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов (п.3 ст.1, ст.32 Закона №7-ФЗ).

Однако для ТСЖ существует немало других специальных отчетов (помимо бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности).

ТСЖ обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра Государственную жилищную инспекцию (п.9 ст.138 ЖК РФ).

ТСЖ обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности (п.10 ст.161 ЖК РФ, Стандарт, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731).

Особенности налогового учета ТСЖ

ТСЖ могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ ТСЖ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом освобождены от налогообложения средства, полученные в качестве целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ).

ТСЖ, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у ТСЖ, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

ТСЖ при определении налоговой базы не учитывает (письма Минфина РФ от 18.11.2015 г. №03-11-06/2/669/7, от 15.07.2011 г. №03-11-11/185):

отчисления на формирование резерва на проведение ремонта;

капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

А суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение и др.), поступающие на счет ТСЖ, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при расчете налога на прибыль согласно ст.249 НК РФ (письма Минфина РФ от 18.11.2015 г. №03-11-06/2/669/7, от 29.06.2011 г. №03-01-11/3-189).

То есть учет в ТСЖ в части деятельности, приносящий доход, по сути, не отличается от учета в коммерческих организациях.

Льгота по НДС

ТСЖ являются плательщиками НДС (за исключением ТСЖ, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные ТСЖ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

При этом для ТСЖ предусмотрен ряд льгот. Так, реализация коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, освобождена от НДС (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

Напомним, что с 1 сентября 2014 года введена новая организационно-правовая форма юридического лица – товарищество собственников недвижимости (пп.4 п.3 ст.50 ГК РФ). Согласно совместному разъяснению Минфина и ФНС РФ в случае указания в наименовании на вид недвижимого имущества – «жилья» товарищества собственников недвижимости операции, перечисленные в пп.29 и 30 п.3 ст.149 НК РФ, освобождены от НДС (письмо от 30.10.2015 г. №СД-3-3/4086@).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для ТСЖ не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Источник: www.audit-it.ru