Уголовное дело в отношении адвоката возбуждается кем

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в статью 448 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 392-О

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 448 УПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 310-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 14 июля 2019 г. – Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 июля 2019 г. – Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 2 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 384-О

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 5 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 7 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Исковое заявление о некачественном ремонте автомобиля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 54-ФЗ статья 448 настоящего Кодекса дополнена частью 8

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Источник: base.garant.ru

Возбуждение уголовного дела против адвоката

Услуга адвоката на протяжении всей его работы на следствии и суде, представляет собой активную деятельность важного субъекта уголовно-процессуальной деятельности.

Осуществление защиты прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве не мыслима без оказания квалифицированной юридической помощи юриста и конечно на этом сложном этапе возможны нарушения Закона со стороны адвоката защитника по уголовному делу. Кстати их в «разы» меньше совершается, чем сотрудниками следственных органов и дознания.

Для более эффективного оказания своих услуг, адвокат в своей деятельности наделен определенными полномочия для ограждения его от любого фактического давления со стороны должностных лиц, которые имеют властные полномочия в связи с расследованием уголовных дел. Эти дополнительные полномочия выражены в государственных гарантиях независимости и определенной неприкосновенности если против адвоката возбуждается уголовное дело.

Гарантии этой неприкосновенности при возбуждении уголовного дела мы видими в главе 52 УПК в частности в статье 448 УПК РФ.

В силу пункта 10 части первой статьи 448 УПК РФ все вопросы о решении возбуждения уголовного дела против адвоката принимаются непосредственно руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по району. Поводом для такого основания в связи с возбуждением уголовного дела является заключения Федерального судьи по месту преступления.

Учеными правоведами в вопросе возбуждения уголовных дел и сложной процедуры указанной в статье 448 УПК усматривается неоднозначный подход и есть много разногласий по вопросам ее соблюдения.

Привлечение адвоката в качестве обвиняемого это не простой вопрос с учетом его особенности как субъекта уголовного судопроизводства наделенного государством статусом неприкосновенности. Многие юристы в своих известных работах на эту тему предлагает изменить полностью редакцию статьи 448 УПК, в частности предлагается исключить непонятный термин о принятии решения о привлечении в качестве обвиняемого при наличии заключения Федерального судьи.

Почему вопрос процедуры привлечения адвоката в качестве обвиняемого возник и имеет проблему в настоящее время? Да потому, что при изучении этого вопроса учеными исследователями показало, что он повсеместно не выполняется. Норма статьи 448 УПК, по сути, иногда превращается в мертвую статью Закона.

Уголовный Закон прямо указывает на должностное лицо, которое имеет право возбудить уголовное дело против адвоката, однако эти нормы не содержат процедуры и порядка регламентирующего вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела против защитника.

Рассматривая Определение Верховного Суда РФ, по поводу отказа в возбуждении дела против Федерального судьи видим, что данное решение принимается по установленным требованиям, указанным в статьях 144-145 УПК. При разрешении вопроса отказа в возбуждении уголовного дела в отношении судьи статья 448 УПК не упоминается.

Адвокату, работающему по уголовным делам представляется, что и в отношении их постановление об отказе может приниматься не только должностным лицом, указанным в статье 448 УПК, но так же следователем Следственного комитета при прокуратуре, который на месте проводит до следственную проверку. Считается, что вполне будет правильным, если после вынесения отказного постановления его копия направляется надзирающему прокурору для проверки на законность. Адвокат знает, что дело прекращено и на этом можно поставить точку.

Источник: www.vodopiynov.ru

Уголовное дело в отношении адвоката

Современное правовое регулирование и существующая отрицательная практика возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов сегодня сохраняют свою актуальность, так как в некоторых случаях компрометируется сам институт адвокатуры, непосредственно нуждающейся в наличии определенной неприкосновенности для полноты исполнения своих полномочий и во избегание незаконного и необоснованного уголовного преследования.

Уголовные дела в отношении адвокатов

Уголовное судопроизводство предполагает наличие адвоката. Для беспрепятственного исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей, существуют гарантии независимости, препятствующие всяческому давлению. Таковыми гарантиями являются предусмотренные гл. 52 УПК РФ особенности, так называемый «процессуальный иммунитет», по отношению к адвокатам. Этот вопрос самый сложный и противоречивый в науке юриспруденции. Процессуальные особенности порядка производства уголовных дел в отношении адвоката проявляются в следующем.

1. Адвокат, как лицо, имеющее особый правовой статус, состоит в категории применения особого порядка производства уголовных дел, что указывается в п.8 ст.447 УПК РФ.

2. Привлечение адвоката, как обвиняемого, а также возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, проводится согласно решению, принятого руководителем следственных органов Следственного комитета России по субъекту РФ п.10 ст.448 УПК РФ.

3. При отсутствии такового решения о возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, следственные действия относительно адвоката могут проводиться лишь после согласия суда ч.5 ст.460 УПК РФ.

Такой подход мотивируется предоставлением возможности адвокату иметь правовые гарантии при осуществлении своих полномочий, и препятствованием незаконного уголовного преследования.

Мнения по поводу как вести уголовное дело в отношении адвоката

Мало кто из сферы юриспруденции согласен с мнением, что привлечение адвоката к ответственности по уголовным делам может быть обычным, не специальным. Особый порядок судопроизводства по таким делам подчеркивается в КС РФ от 14.12.2004 №396-0, указывая на важность условий защиты публичных интересов адвокатов. Тем не менее, наделение адвокатов неприкосновенностью и наличием особого порядка судопроизводства не препятствует привлечению их к ответственности, и не создает атмосферу безнаказанности в совершенных уголовных делах.

Как показывает практика, оперативные мероприятия и порядок ведения уголовных дел в отношении адвокатов часто нарушаются, поэтому, считаются недостаточными существующие гарантии прав адвокатов. Не ограждает адвокатов от ведомственного произвола и решение прокурора, имеющего право отмены постановления руководителя следственного органа, в котором возбуждались уголовные дела в отношении адвокатов , что отмечено ч.4 ст.146 УПК РФ. Заключение судьи по данному следственному действию, было неоправданно исключено законодателем. При том, что для возбуждения уголовных дел остальных представителей закона считается необходимым наличие решения и согласия непосредственно вышестоящих органов. Внесенные изменения в гл.52 УПК РФ в большой мере упростили сам порядок ведения уголовных дел в отношении адвоката, сведя к минимуму гарантии прав, предусмотренных УПК РФ, и положения Закона об адвокатуре.

Такое положение дел провоцирует злоупотребления правоохранительными органами в отношении неугодных адвокатов, попирает все гарантии их независимости. Имеют место много мнений для изменения нынешнего положения дел.

-Наличие заключения Совета адвокатской палаты о присутствии преступных деяний.

-Получает санкции адвокат возбуждение уголовного дела непосредственно от прокурора.

-Возврата, законодательно подтвержденного п.10 ч.1 ст. 448 УПК РФ, обязательного заключения судьи, указания конкретики судебного порядка о наличии состава преступления.

На данный момент практически единственной возможностью обжалования постановления о возбуждении дела в отношении адвоката можно у прокурора, руководителя следственного органа, или в суде, что не является оптимальным. Так как срок рассмотрения жалоб в этих инстанциях практически всегда занимает много времени, до самого рассмотрения дела по существу. Поэтому, ведение судебного контроля очень необходимо на протяжении всего процесса.

Для исключения предвзятости заключения судью в отношении уголовных дел адвокатов, их необходимо рассматривать в условиях состязательности, при обеспечении судом охраны прав и свобод адвокатам, а также при обязательном предоставлении доказательств вины субъекта. Необходимо заметить, что во многих случаях мнения о наличии состава преступления в действиях адвоката, судьи, прокуроров и руководителей следственных органов не совпадали. В данном случае наличие судебного контроля за законностью работало, как сдерживающий фактор против произвола органов правоохранения. То есть, отсутствие предварительного судебного контроля в существующем процессуальном порядке не обеспечивает гарантию независимости адвокатов.

Читайте также:  Кто оплачивает больничный по беременности и родам

Существующая специфика производства дел адвокатов

При ведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении дел адвокатов существует ряд особенностей. Проведение любых ОРМ, а так же следственных действий, допустимо лишь после установления судебного решения, что отражено в п.3 ст.8 Закона об адвокатуре. Создает определенные трудности в работе и соблюдения законности существующие противоречия между вышеуказанным актом и законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который получение судебного решения перед проведением ОРМ не предусматривает.

Можно сделать вывод, что гл. 52 УПК РФ предусматривает только особенности, как возбудить уголовное дело на адвоката, а непосредственно следствие и процессуальные процедура в отношении адвоката ведутся на общем основании, в обычном порядке. То есть имеют место нарушения процессуального порядка, что ведет к нарушению прав адвоката и не гарантирует защиту от самоуправства со стороны органов правопорядка. Совершенно не отражены в УПК РФ закрепленные законом об адвокатуре обязательные права и гарантии независимости адвокатов. Это ограничивает охраняемые законом права адвокатов. В связи с этим желательно более четкое регламентирование данного вопроса в УПК РФ.

Чтобы устранить выявленную проблему, желательно принятие конкретных мер, таких как усовершенствование законодательства в сфере защиты должностных прав и гарантий адвоката. Также для устранения расхождений по закреплению процессуального иммунитета адвоката необходимо исключить противоречия, содержащиеся в Законе об адвокатуре УПК РФ, и Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Возврат в п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ обязательность получения заключения судьи, конкретизацию судебного порядка, четкой регламентации уголовного судопроизводства в отношении адвокатов.

Надеемся, что осуществление изложенных мер обеспечат надлежащие гарантии в деятельности адвокатов.

Источник: yurist-konsultant.ru

кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Статья 448

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Юридическая консультация

Отказ в возбуждении уголовного дела. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ст. 148 УПК).

Уголовно-процессуальное право

Важная часть возбуждения уголовного дела в отношении названных лиц — процедура лишении их неприкосновенности (депутатской и судейской), установленная Конституцией РФ соответственно ст. 98 и ст. 122. Для этого Председатель Следственного комитета РФ вносит в соответствующую инстанцию представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, к которому прилагаются необходимые материалы.

Статья 448 УПК РФ

5. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ (включая его председателя) требует представления Председателя Следственного комитета РФ, заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ и согласия Пленума Конституционного Суда РФ.

Статья 448 УПК РФ

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

Кем возбуждается уголовное дело в отношении адвоката

Квалификационные требования в отношении адвокатов Государство, соответственно, обязано определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь, и создать надлежащие условия гражданам для реализации этого конституционного права, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, — для эффективного осуществления их деятельности.

Статья 448

10. На основании сложившихся правовых позиций Конституционного Суда РФ ч. 2 ст. 448 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством .

Кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Процессуальный порядок привлечения адвоката к уголовной ответственности имеет свои особенности, обусловленные особым правовым статусом адвоката, и направлен на создание системы гарантий деятельности адвоката. Согласно статье 447 УПК РФ адвокат входит в число лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Одна из таких особенностей заключается в определении должностного лица, которое вправе возбуждать уголовное дело, и процессуальном порядке возбуждения, предусматривающего дополнительные гарантии от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Статья 448

7. Пунктами 13 и 14 ч.1 к.с. предусмотрены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. В отношении таковых уголовное дело может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов) (ч.4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Уголовно-процессуальное право

Если же согласие соответствующей инстанции на возбуждение уголовного дела будет дано, Председатель Следственного комитета РФ имеет право возбудить уголовное дело, о чем выносит мотивированное постановление. И на этом решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лица рассматриваемой категории (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи) считается завершенным.

Глава 27

Отсутствие заключения районного судьи о наличии в деяниях следователя, адвоката, прокурора признаков преступления является обстоятельством, исключающим его производство, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

Установить судебный порядок возбуждения уголовного дела в отношении адвоката

В настоящее время идёт необъявленная война со стороны органов предварительного расследования Российской Федерации в отношении адвокатов, которые осуществляя свою законную деятельность по защите прав и интересов граждан и добиваясь эффективных результатов, сами становятся подозреваемыми, обвиняемыми по возбужденным отношении них под надуманным предлогом уголовным делам.

Некоторые проблемы производства по уголовным делам в отношении адвокатов (Иванов А

Правоохранительные органы безнаказанно фальсифицируют уголовные дела в отношении адвокатов, подвергают их задержаниям и арестам, досмотрам и обыскам. Произвол правоохранительных органов судами эффективно не пресекается и какие-либо действенные меры государство в этом направлении не предпринимает.

Участие адвоката на стадии возбуждения уголовного дела и избрания меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого)

При рассмотрении ходатайства о заключении под стражу или продлении его срока в отсутствие обвиняемого в судебном заседании требуется обеспечить участие защитника, который вступает в дело вне зависимости от факта предъявления обвинения (п. 1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

Источник: russianjurist.ru

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в статью 448 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 392-О

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 448 УПК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

Читайте также:  Размеры выплат алиментов родителям от детей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 310-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 14 июля 2019 г. – Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 июля 2019 г. – Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 160-ФЗ

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 2 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 448 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 384-О

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 5 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 7 статьи 448 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 54-ФЗ статья 448 настоящего Кодекса дополнена частью 8

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Источник: base.garant.ru